СТАТЬИ и КОММЕНТАРИИ "Серебряный венец" ПолонскогоБурные, исполненные трагичности раннего ухода судьбы русских поэтов Пушкина, Лермонтова, Есенина будто бы невольно заслоняют жизненный путь их других соотечественников-литераторов. Это произошло и с Яковом Петровичем Полонским, чья творческая деятельность длилась более шестидесяти лет. При жизни нашему земляку, уроженцу Рязани и выпускнику местной гимназии, а затем Московского университета, удалось издать не только ряд поэтических и прозаических книг, но и собрания сочинений в четырех, пяти и даже десяти томах. Пусть запоздало, но всё же и он испытал на себе сияние лучей славы, будучи удостоен званий члена-корреспондента Петербургской академии наук и дважды лауреата Пушкинской премии, увенчан серебряным венком. Начало творческого пути Полонского было отмечено самим Жуковским. Произведения Якова Петровича нравились Гоголю, Некрасову, Достоевскому, Толстому, о его стихах с восторгом отзывались Тютчев, Фет, Тургенев. Долговременная служба в Комитете иностранной цензуры давала поэту средства к существованию. На лирику Полонского лучшими композиторами России было создано немало романсов, а его знаменитые стихотворения «Затворница» («В одной знакомой улице...») и «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит...») получили всенародную известность и поются до сих пор. Но за этим внешним благополучием именной статьи энциклопедического словаря скрыто столько треволнений, столько физических и душевных мук, столько горя! В юные и молодые годы Полонскому пришлось терпеть немалую нужду, нанимаясь к состоятельным людям в качестве урокодателя и гувернёра. В условиях литературной борьбы того времени он оказался словно бы между двумя лагерями – демократического и консервативного направлений, что вызывало нападки и насмешки с обеих сторон. В хлопотах по поводу рождения первенца Яков Петрович получил серьёзную травму ноги при падении с дрожек и, несмотря на две тяжелейшие операции, перенесённые им, так и не расстался до конца дней своих с костылями. И страшным потрясением стали для Полонского последовавшие одна за другой кончины младенца-сына Андрюши и первой жены – Елены Васильевны Устюжской. Что спасло в эти трагические годы поэта-лирика, отличавшегося прирождённой добротой и мягкостью характера? Прежде всего, постоянная, ясная работа души, стремление к совершенствованию и неколебимая вера в то, что не всё безнадёжно и придут ещё счастливые дни. Даже в стихотворении «Безумие горя», написанном вскоре после похорон жены, поэт остался верен своим духовным устоям: Когда, держась за ручку гроба, Мой друг! в могилу я тебя сопровождал – Я думал: умерли мы оба – И как безумный – не рыдал.. Когда твой гроб исчез, забросанный землёю, Увы! мой – всё ещё насмешливо сиял, И озирался я, покинутый тобою, Душа души моей! – и смутно сознавал, Как нелегко в моём громадно-пышном гробе Забыться – умереть настолько, чтоб забыть Любви утраченное счастье, Своё ничтожество и – жажду вечно жить. Эта неизбывная жажда и вела поэта по тернистым житейским дорогам, даруя его творчеству ту неповторимую мелодию печали, которая с такой нежностью, с такой сладкой болью пронзает читательские сердца, не отделяя их чувства от авторского страдания, но и не раня им: И любя, и злясь от колыбели, Слёз немало в жизни пролил я; Где ж они – те слёзы? Улетели, Воротились к Солнцу бытия. Чтоб найти всё то, за что страдал я, И за горькими слезами я Полетел бы, если б только знал я, Где оно – то Солнце бытия?.. И когда высокий зимний вечер сгущает мириады звёзд над Рязанским кремлём, над серебряно-заснеженной могилой Полонского, вдруг отчего-то видится, как в вековом тумане то вспыхивает, то меркнет мятущийся костёр песенной души поэта, причудливо озаряя такие знакомые и навсегда таинственные просторы нескончаемой родины... СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕНЕЦ I Промёрзли сумерки до дна. И Трубеж – подо льдом. И строчка вспыхнула одна: «Я помню старый дом». Где это было? Где сбылось? Рязань? Москва? Тифлис? ... Промёрзли сумерки насквозь, в протяжный блеск слились. И синий кремль возник тотчас в дыханье декабря, крестами древними лучась, мерцая и горя. И ты сюда восходишь вновь, и светится стезя. С тобой она, твоя любовь, но где твои друзья? Кто канул в каторжном краю, кого сразил свинец... Но осенил главу твою серебряный венец! И к сердцу тянется рука – и отдаёшь поклон. И глубоко молчит река, как было испокон. И молодеет синева, и дарит ночь звезду. И снова вспомнились слова: «... простимся на мосту». Простимся... «Солнцу бытия» ещё воздаст перо. Звучит, мерцая и горя, живое серебро! II Закат студёною полоской в протяжном воздухе сквозит. Здесь погребён поэт Полонский, как надпись давняя гласит. В энциклопедиях осталась страница памяти о нём. А как душа его металась, каким дурманилась огнём? И только песня нам ответит на жизнь изменчивую ту. И вновь костёр в тумане светит, и гаснут искры на лету. И словно вздохом человечьим печально полнится земля, где спит поэт в покое вечном под сенью отчего кремля. III Шли печально, молча... Таял тёплый ветер. Быстрой майской ночью нас никто не встретил. Облака, гонимы, промелькнули тенью. И к кремлю прошли мы, где его успенье. Чтоб не забывали мы свой край приокский, нас в другие дали провожал Полонский. И вздыхала песня, и крепчало слово, что сюда мы вместе возвратимся снова... Падал свет неброский. Ветер звёзды сеял. Провожал Полонский... А встречал – Есенин! IV Памятник Полонскому в Рязани! Долгожданный, вот он, под луной, – отзвуком взволнованных сказаний, тайным светом жизни неземной. Мраморным мерцаньем улыбнулся, возвратившись из небытия. И как будто – мир ночной очнулся, и вздохнула родина моя. И воскресли мы родной мольбою, горсть земная замерших певцов, и стоим безмолвно меж собою. Чуть поодаль – Маркин и Рубцов. Ясного кремля дыханье слышим, он окрест лучи свои простёр. Зыбкий полуснег идёт по крышам, и туманный чудится костёр. И летят негаснущие тропы перекрестьем призрачных орбит. И, как в землю врос, прозрачный тополь, весь листвою лунною облит!.. V Рязанской святой стороною, дворянской витой стариною, цыганской ознобной струной твой век промелькнул предо мной. Промчался, как будто и не был ни этим заоблачным небом, ни этой землёй заревой, ни тихим селом за рекой. Промчался… И всё же пред нами возникнут былые года костром в золочёном тумане – и это уже навсегда. Владимир ХОМЯКОВ, г. Сасово Источник: Просмотров: 1305
|
Другие новости из рубрики 26.06.2019 ЧТО ПОЧИТАТЬ ДЕТЯМ? 18.01.2018 «ПОСЛЕДНИЙ» БОГАТЫРЬ? НЕТ, НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЁ БОГАТЫРИ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ! 28.12.2016 «Закрылки, с...! Командир, падаем!» 27.12.2016 Никита Михалков: Пастернака прочёл, мнение имею 27.12.2016 Итоги года: антиглобалистская революция 22.12.2016 «Это служение такое же, как на войне» 21.12.2016 В 41-ом Бильжо бы расстреляли 20.12.2016 Священник Димитрий Шишкин. Доброе единодушие 20.12.2016 «Аллах Акбар!» – кричит глобальная элита! 19.12.2016 Вымысел и обман. Епископ Тихон о фильме "Матильда" 19.12.2016 Героизм русского народа не дает покоя лжецам? 19.12.2016 Зоя Космодемьянская и другие 16.12.2016 Покончит ли Трамп с «денежным коммунизмом»? 15.12.2016 Евгений Спицын - о заявлениях Бильжо: Русофобия стала психической болезнью 13.12.2016 Чем бы западные СМИ не тешились… Подписка на новости |
© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
|