Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


СТАТЬИ и КОММЕНТАРИИ

ЧТО ПОЧИТАТЬ ДЕТЯМ?

10:16 26.06.2019 | СТАТЬИ и КОММЕНТАРИИ

Интервью с автором издательства «Зёрна» Л. Н. Кантаржи о проблемах детского чтения, опубликованное в журнале «Славянка» (июль-август 2019). №4 (82)

Любовь Николаевна Кантаржи – детский писатель, сценарист, член Союза журналистов России. Работала учителем начальных классов, писала сценарии для детской телепрограммой «Шишкин Лес», сотрудничала газетой «Благовест», журналом «Фома» и др. В 2013 году вышла книга Л. Кантаржи «Чудеса без конца. Удивительные истории о том, как Крылатик и Крапинка разгадывали тайны и загадки этого мира», которая сразу же завоевала любовь малышей и их родителей. Сейчас готовится к выходу продолжение сказочных приключений Крылатика и Крапинки.

Мы встретились с автором, чтобы поговорить о детском чтении.

Любовь Николаевна, ваша книга о летающих человечках стала любимой в нашей семье, и полагаю, что наша семья не исключение. А вы, автор, знаете своих читателей? Существует ли сейчас обратная связь?

Наверное, детская книга тем и хороша, что автор всегда может рассчитывать на честный и непредвзятый отклик от самого взыскательного читателя. Для меня стало неожиданностью то, как горячо дети приняли новых сказочных героев. А обратная связь, конечно же, существует. Но если в прошлом веке писатель получал бумажные письма, то сейчас читатели находят меня в соцсетях. В моём случае это ребята от 4 до 10 лет. Правда, пишут чаще всего не дети, а их родители, преимущественно, мамы – что вполне объяснимо. Так вот, выясняется, что некоторые дети спят с моей книжкой под подушкой – это, наверное, самый большой показатель читательского признания.

Ваша книга – не просто сказка. Она в увлекательной и очень занятной форме рассказывает ребятам об устройстве мира и – что больше всего ценно для меня как для мамы – рассказывает с православных позиций, причём делает это ненавязчиво и очень деликатно. Это был осознанный ход?

Дело в том, что книга рождалась не одномоментно, она создавалась в течение многих лет: сначала это были телесценарии, которые трансформировались затем в сказки для детского журнала, а они, в свою очередь, стали основой книги. «Чудеса без конца» – это ответы на вопросы маленьких почемучек. Но, поскольку книга – всегда разговор автора с читателем, то такой разговор не может не строиться на основе мировоззрения автора. Я человек православный, соответственно, взгляд на устройство мира и на способы взаимодействия в нём представлены в книге в православном ключе. Вместе с тем, я старалась не выпячивать это обстоятельство. Для меня было важно заронить зёрнышки православного миропонимания детям невоцерковлённым, не отпугнув при этом их, возможно, атеистически настроенных родителей. Это такое мягкое миссионерство для малышей, настрой юной души на верный лад.

Означает ли это, что вы настороженно относитесь к православной детской литературе?

Ни в коем случае! Но в этой категории детских книг существует ряд проблем. Самая явная – это качество литературы, когда благородные задачи, которые ставят перед собой некоторые авторы, разительно контрастируют с откровенно слабой, если не сказать, графоманской, формой подачи. Графомания – это вообще бич нашего времени. Когда-то грамоте были обучены единицы, литература была штучным товаром. Позднее, в 20 веке, во времена всеобщей грамотности, графоманов стало больше, однако они не могли рассчитывать на издание своих творений и, в лучшем случае, писали «в стол». Ну, а сегодня графоманы «в стол» уже не пишут, они активно публикуются в интернете и даже издаются на бумаге. В результате книжный рынок наводняет колоссальный поток изданий, общая планка которых значительно снижена по сравнению с прошлыми временами. Найти среди этого объёма что-то действительно ценное бывает очень непросто.

Ещё одна проблема – когда писатель, пытаясь предостеречь юного читателя от зла, так зачастую увлекается его описанием, столь натуралистично описывает грех, что сама книга, призванная, казалось бы, бороться с ним, становится, напротив, настоящим искушением для неокрепших душ. Грешат этим, к примеру, многочисленные «антигаррипотеровские» православные фэнтези.

Ну, и бывает, что автор задаётся целью преподнести чуть ли не весь Закон Божий в художественной форме. Однако мало у кого это получается естественно. Зачастую из такой книги просто уходит жизнь, в ней перестают действовать живые герои, а появляются ходульные персонажи, выведенные автором для решения его писательских задач. Нередко в повествование вводятся сцены, откровенно выбивающиеся из общего контекста. Скажем, юный герой произносит вдруг монолог, в котором коротенечко, страниц эдак на …дцать, декларирует, как по писаному, житие святого или изрекает богословские истины. Очень часто подобные сцены выглядят как вставные номера, нарушают динамику повествования, в результате могут вызвать у читателя неприятие. Жития святых можно и нужно читать и рассказывать детям, но не в таком топорном виде! Сейчас издаются прекрасные жития в переложении для малышей; знаю, что ребята с интересом воспринимают их. Но художественная литература должна оставаться художественной, а не эклектичным набором сведений, пусть даже очень важных.

К сожалению, дети, в силу своей естественной доверчивости, принимают и «глотают» всё. Если с малолетства приучить их к литературе низкого качества, их общая эстетическая планка будет значительно снижена, а это не так уж безобидно, как может показаться на первый взгляд. Взрослый человек просто обязан обладать здравым критическим мышлением, уметь отличать высокую литературу от графомании, Пушкина от пупкина. В конечном итоге речь идёт о даре различения духов, который необходимо развивать и укреплять, и начинать это необходимо с самого раннего возраста.

Вот почему так важно читать малышам Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Некрасова, а также Маршака, Михалкова, Барто и несравненного Корнея Чуковского.

Вы сейчас имеете в виду какой возраст? С какого возраста надо читать детям классиков?

С нулевого. Когда младенец является в этот мир, мамы поют ему колыбельные, рассказывают народные потешки, что необходимо для правильного формирования и развития личности. Сама я тоже пела своим детям народные колыбельные, а зачастую декламировала и напевала экспромтом то, что помнила из классики. Мой старший сын любил засыпать под тихое «Буря мглою небо кроет», которое я не исполняла как романс, а просто напевала, сочиняя на ходу умиротворяющую мелодию. Но для этого родители и сами должны помнить классиков…

А положительные примеры современной православной прозы для детей можете привести?

Конечно! Я же не утверждаю, что положительных примеров нет, к тому же, я не могу похвастаться тем, что знаю эту прозу в полном объёме. Назову то, что сразу приходит на ум, что полюбилось и осталось в памяти.

К примеру, трилогия об Алёше Владимира Малягина. К сожалению, её почему-то не переиздают. Наверное, стоит упомянуть Бориса Ганаго, у которого вышла целая серия книжек, разъясняющих детям в доступной форме сложные, но необходимые для верного настроя души вероучительные категории. Думаю, каждый читатель сможет привести и другие примеры.

Сегодня многие жалуются на то, что «дети не хотят читать»; стало общим местом сетовать на потерю интереса детей к книге. Что бы вы могли посоветовать в этом плане родителям?

Думаю, что интерес к книге теряют, прежде всего, взрослые, а потом уже дети. Дети перестанут читать только из-за нас, взрослых. Если ребёнок не видит читающими своих главных учителей – родителей, если книга не интересна взрослым, то ребёнок вряд ли заинтересуется чтением.

В детстве я мечтала научиться читать. Передо мной до сих пор стоит картинка: мама, папа и старшая сестра сидят рядком на диване и все читают. И только я, горемычная четырёхлетка, хожу вокруг них кругами и завидую! Понимаете?

Это, конечно, хорошо, но разве у нынешних мам и пап есть на это время? Чтобы вот так сидеть всей семьёй на диване и читать?

Но находят же они время на интернет, на телефонное общение, телевизор? По большому счёту это вопрос приоритетов.

Огромное значение для формирования интереса к книге имеет также чтение ребёнку вслух. При этом лучше выбирать такие книги, которые были бы интересны самим родителям, тогда эти семейные посиделки не будут отбыванием повинности, а принесут радость всей семье. Специалисты по детскому чтению советуют устраивать такие «сеансы» чтения вслух даже тогда, когда дети уже сами умеют читать. И не надо бояться, что ребёнок в этом случае будет лениться и отказываться от самостоятельного чтения. Если это и произойдёт, то лишь на начальном этапе. Как правило, рано или поздно ребёнок сам возьмёт книгу в руки и станет её читать. Только не навязывайте ребёнку то, что ему не интересно. Важно найти книгу, которая заинтригует и заворожит его. Если же чувствуете, что книга интереса не вызывает, отложите её, возьмите другую.

Помню, как я дошкольницей мечтала достичь того возраста, когда смогу записаться в детскую библиотеку, чтобы найти и перечитать поразившие моё воображение книжки, которые нам с сестрой читала вслух мама (их ей давала коллега по работе). А в библиотеку записывали тогда строго со 2-го класса, поскольку считалось, что первоклашки ещё только учатся читать. Так вот, моя учительница Клавдия Семёновна привела меня за руку в школьную библиотеку и попросила записать в порядке исключения, поскольку я уже хорошо читала.

А уж летом, когда я перешла во 2-й класс, я с полным правом записалась ещё в 2 детские библиотеки. В одном только моём подъезде на 16 квартир, помимо меня, жили ещё 3 моих одноклассницы. Так мы уже в начальной школе ходили друг другу с вопросом «Есть что почитать?». Представляете? Все мы были записаны в библиотеки, но в каждой из них давали на руки лишь по 2 книги на 2 недели, поэтому нам катастрофически не хватало книг!

Это какие же были годы?

Семидесятые. Тогда книг в свободной продаже почти не было. Понятно, что это была совсем другая жизнь, очень не похожая на нынешнюю. Понятно, что книга была тогда единственным доступным источником… вот я задумалась сейчас, источником чего? Информации? Развлечения? Лекарства от скуки? Нет!

Вот, пожалуйста, давайте об этом поговорим подробнее. Так ли уж это важно – непременно читать? Что для вас книга? Ведь если это просто источник информации, то её легко могут вытеснить источники более современные – цифровые технологии и пр.

Вот именно! Читать, чтобы что? Чтобы стать умнее? Образованнее? Чтобы развивать свою душу?

Давайте разбираться.

Является ли книга источником информации? Безусловно! Но это лишь одно из её качеств.

Нередко слышу сегодня мнение о том, что чтение художественной литературы не слишком-то полезное занятие. Дескать, увлекаясь чтением, люди с головой погружаются в искусственно созданный кем-то мир. Иными словами, чтение – это всего лишь один из способов ухода от реальности.

А, может быть, наоборот, это способ вернуться в реальность?

Вернуться в этот мир, к людям – из собственного эгоизма, из зацикленности на себе?

Был в моей жизни такой случай. Я работала тогда на радио и вела программу «Зелёная лампа», в рамках которой звучали литературные произведения. Однажды в редакцию позвонил наш постоянный радиослушатель, человек уже немолодой, бывший военный. Накануне в эфире прозвучал рассказ Игоря Михайлова «Надежда» о судьбе простой русской женщины. И вот этот радиослушатель произнёс примерно следующее: «Я человек военный, конкретный, и всегда считал чтение художественной литературы пустым занятием. Ну, что оно может дать мне, – думал я, – только время убьёт. Но вчера, когда я слушал этот рассказ, во мне что-то перевернулось. Я вдруг словно воочию увидел эту немолодую женщину, Надежду, будто знал её всю свою жизнь. Я плакал над её тяжёлой судьбой, жалел её! Так захотелось помочь ей! Со мной это случилось впервые, когда художественное произведение всколыхнуло в душе такие светлые чувства!».

Прямо как у Пушкина: «Чувства добрые я лирой пробуждал», «Над вымыслом слезами обольюсь»

Именно! Тут знаете, что важно? Когда мы жалеем кого-то – и это может быть даже вымышленный герой – мы поневоле тренируем свою душу в любви!

Это ещё одно, очень важное, свойство книги.

Кроме того, читая книгу, люди проживают вместе с её героями множество различных ситуаций, встают перед выбором, совершают поступки, размышляют и анализируют. Книги как бы моделируют те или иные модели поведения, образ мыслей. Поэтому люди читающие более адаптированы к жизни, им легче принимать верные решения, не сбиться с правильного пути.

Если же говорить о книге как источнике информации, то это не одни только энциклопедии, учебники и справочники. Зачастую именно художественная форма позволяет так донести до читателя информацию, как ни один учебник не смог бы это сделать. Скажем, исторические события, описанные в художественном произведении, дают возможность читателю не только узнать сухие факты и цифры давних событий, но погрузиться в самую гущу тех событий, той исторической эпохи, «кожей» почувствовать происходившее много десятилетий или веков назад.

Но это свойство не только книги, но, скажем, кино, телевидения. Кстати, тот радиослушатель, которого вы привели в пример, не прочитал рассказ, а услышал его аудиоверсию. То есть в данном случае речь не идёт о бумажной книге.

Верно! Я же не отрицаю значимости аудиокниг или столь мощных по эмоциональному воздействию на сердце и душу человека видов искусства как театр или кино. Но в их основе, заметьте, всегда литературная основа – текст.

Размышляя на эту тему, я подумала вот о чём. Если сравнивать книгу с пищей, то это как хлеб или каша – «медленные» углеводы. Ведь для того чтобы получить информацию или эмоциональное потрясение от книги, необходима работа, серьёзное умственное усилие – по «расшифровке», «раскодировке» чёрных значков-букв и перевод этих символов в то действо, которое возникает затем в вашем мозгу. В процессе чтения в вашей голове рождаются образы героев, вы слышите, как звучит их голос, погружаетесь в их чувства и пр. Причём, это не просто кино, потому что в этом вашем «кино» есть не только изображение и звук, но и запахи, ощущения, чувства героев и многое другое.

И вот эта работа, этот огромный труд души по созданию внутри себя этого нового жизненного пространства очень важна для человека, она тренирует его ум и душу.

Другое дело – кино, театр и другие виды синтетического искусства. Они могут иметь очень сильное воздействие на человека. Душевная и даже духовная работа зрителя здесь могут быть колоссальными. Воздействие это идёт сразу по всем органам чувств, которые воспринимают готовые образы, заложенные режиссёром, композитором, исполнителями. Но в нашем сравнении с пищей, это как чистый сахар – «быстрый» углевод, который сразу же всасывается в кровь и питает клетки мозга; при этом организм практически без усилий получает одномоментно огромное количество энергии. То есть человек получает интеллектуальный и нравственный заряд практически без затрат, не потрудившись, ему на блюдечке преподносят всё и сразу.

Я ни в коем случае не принижаю сейчас значение кино или театра, тут всё должно идти в копилку. Но перекос именно в сторону зрелищных видов искусств может быть опасным, поскольку, не предполагает той самой умственной работы, о которой я говорила выше. Не буду развивать эту мысль, надеюсь, она понятна.

Ведь хорошо известно, что именно читающие люди управляют теми, кто читает мало или не читает вообще.

Я сейчас выношу за скобки качество самой литературы, потому что это отдельный большой, очень важный вопрос.

Тем не менее, давайте попробуем его осветить. Можете ли вы посоветовать хорошую литературу для детского чтения?

Мне довольно часто задают этот вопрос, но лишь совсем недавно я поняла, что те авторы, которых я обычно советую родителям, сегодня малоизвестны! А ведь у меня была иллюзия, что я называю очевидные имена, тем более что все они сейчас многократно переизданы.

Какие это имена?

Это классики советской детской литературы. Прежде всего, Николай Носов, у которого большинство взрослых знают только «Незнайку» и по неведомой мне причине игнорируют его великолепные повести: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома» – шедевр прозы для детей – а также его блестящие рассказы. Это Валентина Осеева. Когда-то её дилогия «Динка» и «Динка прощается с детством» была самой любимой книгой всех девочек моего возраста.

Насколько я помню, в «Динке» большое место занимает революционная тематика…

Считаю, что главное место в этой книге занимает тематика взросления девочки, её трудные взаимоотношения в семье, первая любовь. Автор с потрясающей психологической точностью рисует человеческие характеры, формирование в человеке человека. Это очень христианская книга, несмотря на то, что формально герои книги люди неверующие.

Но как же быть с их неверием, как объяснить это ребёнку? Из песни слов не выкинешь…

Так и объяснить: вот такое было лукавое время. Люди поверили в атеизм, в революцию, поверили в то, что насилием и разрушением собственной Родины можно сделать народ счастливым… А ведь это были лучшие люди своего времени! Хороший повод рассказать, к чему привело безверие и поклонение ложным идеалам. Это же наша история; из неё, как и из песни, негоже выкидывать «слова», наоборот, необходимо научиться анализировать ошибки, извлекать из них исторический урок.

Давайте продолжим список авторов, которых вы порекомендовали бы современным детям. Можете назвать хотя бы некоторые имена?

Пожалуйста: Евгений Шварц, Виктор Драгунский, Ирина Токмакова, ранняя Софья Прокофьева, Виктор Голявкин, Владислав Крапивин, Вениамин Каверин, Валентин КатаевЛев Кассиль, Юрий Сотник, Владимир Железников, Юрий Яковлев, Аркадий Гайдар, Леонид Пантелеев, Любовь Воронкова, Елена Верейская, особенно её повесть «Три девочки», Виктор Виткович и Гргорий Ягдфельд с их трилогией «Сказки среди бела дня». Называю их не в хронологическом порядке, а так, как вспоминаются.

Это сказки на все времена: «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, «Шёл по городу волшебник» Юрия Томина.

Отдельно назову имя Анатолия Алексина. Считаю, что его школьные повести: «А тем временем где-то», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «Саша и Шура», «Мой брат играет на кларнете», «Необычайные похождения Севы Котлова» должны быть в каждой семье, где растут дети.

Произведения названных мною авторов несут мощный нравственный заряд, осмелюсь даже сказать, они сеют в душах детей настоящие семена православной веры.

Чего стоит один лишь рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»! Помните, маленький мальчик стоял «на часах» и не мог покинуть свой пост, потому что дал слово?

Да, этот рассказ забыть невозможно. Знаю людей, которые не запомнили ни его названия, ни автора, но ситуацию, описанную в нём, помнят всю свою жизнь.

Помнят, потому что это очень сильный образ.

Та же Валентина Осеева своими коротенькими рассказами (помните, «Волшебное слово», «Синие листья» и др.) может принести пользы для здоровья общества больше, многочисленные тома современных авторов.

А из зарубежных авторов что посоветуете?

«Хроники Нарнии» Льюиса которые я категорически советую прочитать каждому ребёнку и взрослому, «Папа, мама, восемь детей и грузовик» Анне-Катрине Вестли, «Поллианна» Элинор Портер, вся Астрид Линдгрен.

Практически все названные вами книги были написаны как минимум 40 лет назад и ранее. Далеко не все дети любят такое чтение, многие предпочитают что-то поновее.

Я советую то, что хорошо знаю сама, что любила в детстве и что опробовано на моих детях и внуках. Что касается «поновее»… Что может быть новее и современнее Пушкина? Я к тому, что классика – в том числе, детская, рассвет которой пришёлся именно на двадцатый век, – актуальна во все времена. Но если вы с самого детства приучаете ребёнка именно к такой литературе, у него не возникнет желания искать что-то «поновее». Хотя я ни в коем случае не против хороших современных детских авторов.

Мы с вами вскользь затронули тему аудиокниг. Знаю, что в вашем багаже есть опыт их озвучания. Как вы сами относитесь к аудиокниге?

Хорошо отношусь. Есть целая категория людей, для которых прослушивание аудиокниг – единственная возможность познакомиться с литературой. Это люди с ослабленным зрением, маленькие дети, ещё не научившиеся читать. Конечно, аудиокнига не заменяет маминого или папиного чтения, однако это куда полезнее для ребёнка, чем, скажем, просмотр видео или зависание в интернете.

Читаете ли вы эл. книги?

Разумеется я, как и любой человек, хотела бы иметь только бумажные книги, которые так приятно листать, которые всегда можно открыть на нужном месте и т.д. Вместе с тем, электронная книга может стать настоящей палочкой-выручалочкой. Скажем, в поездке, когда невозможно набить целый чемодан книгами. Да и стоит электронная версия существенно дешевле – а это тоже немаловажный фактор. Так что я не считаю электронную книгу конкурентом бумажной; всякая хороша на своём месте!

Любовь Николаевна, давайте вернёмся к вашему творчеству. Знаю, что у книги «Чудеса без конца» есть продолжение. Когда можно будет найти его в продаже?

Надеюсь, скоро. Книга называется «Приключения Крылатика и Крапинки в сказочном лесу». В отличие от первой книги, состоящей из тридцати познавательных историй, это единая сказка, с неожиданными поворотами сюжета, погонями, приключениями. Многие ребята уже познакомились с её аудио-версией и, судя по откликам, ждут-не дождутся бумажного издания. Оно готовится сейчас к выпуску в московском издательстве «Сибирская Благозвонница»; в него войдут сразу обе книги о летающих человечках с великолепными чёрно-белыми иллюстрациями художницы Елены Попковой.

Вы планируете продолжить серию?

Надеюсь, в будущем это обязательно произойдёт. Но сейчас я попробовала себя в другом жанре. Речь идёт о новой книге, работа над которой близится к завершению. Это взрослая проза в стиле женского романа (хотя по объёму это повесть); её рабочее название «Матрёшкино счастье».

Неожиданно…

Да я и сама от себя такого не ожидала, но вот пришла идея и я не стала сопротивляться. Как уже понятно из названия, речь в ней идёт о женской судьбе и поисках счастья, которого героине явно не хватает в жизни.

Ой, как это интересно!

Интересно, потому что актуально. Очень многие люди страдают от отсутствия счастья, всю жизнь ищут его, и далеко не все могут похвастаться его обретением. А оно подчас так близко…

Что ж, будем с нетерпением ждать выхода этой книги. Спасибо вам за интересный разговор!

Беседовала Маргарита Мымрикова

Источник: ИМ Зёрна
Просмотров: 8508

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*



Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.