Вот, взять того же Чебурашку с крокодилом Геной. Уж куда, казалось бы, удачнее образ получился… В буквальном смысле культовый персонаж — присутствует в нашей жизни от мягких игрушек до детских анекдотов и… задач по генетике в олимпиадах по биологии.
Вроде, радоваться надо творцу, что так всё здорово?
Но, не рад Эдуард Успенский. Совсем не рад. Цитирую:
— Страна разделилась на 10 умных и на 90% идиотов. Я считаю, что я отношусь к десяти умным, потому что вся эта история с Крымом — она безобразная… Но, так как тех, кто за «Крым наш» больше, ещё их можно подогреть, то те 10%, которые против этого, можно запросто снести с карты России.
Вот так. 90% идиотов. Опять писателю с народом не повезло. Бывает такое с писателями… особенно теми, что прониклись «либеральными ценностями». Но, ведь надо же нести в этот такой-сякой неправильный народ «разумное, доброе, вечное». Надо. И писатель Эдуард Успенский с этим даже согласен:
— Я раньше пытался детям сказать, что у нас очень плохой строй в стране, а один замечательный психиатр мне сказал, что не надо это детям говорить. Родители приходят домой, говорят, что у нас ужасный президент, ужасные цены, а у ребенка остается впечатление, что он живет в ужасных условиях. Поэтому надо создавать ребенку хорошую жизнь, поэтому я делаю свои книжки как праздники. Поэтому детям мой совет — ребята, все будет нормально.
Вот, только в свете вышесказанного про «90% идиотов» возникает вопрос: а «нормально» — это как?
А вот этак:
— Знаете, я написал книжку одну, она называется «Оранжик». Эта книжка о мальчике, прирожденном сопротивленце, такой молодой Навальный. Он с детских лет бунтует, в детском возрасте он вывел два детских сада на Красную площадь в знак протеста…
Дальше цитировать уже бессмысленно.
Детский писатель Эдуард Успенский на этих словах закончился. Начался тупой пропагандист, ничего умнее не придумавший, как сочинить на старости лет в качестве образца для подражания «новых октябрят» иного, теперь уже оранжевого, окраса. Стыдоба…
Но… стыдоба-то не первая.
Бывало уже в истории (и не раз), что писатели, проникшиеся Идеей, начинали творить «своевременные» вещи. И чаша сия Эдуарда Успенского не миновала.
Все смотрели (многие — еще в детстве!) знаменитые мультики про Чебурашку и крокодила Гену, но все ли читали продолжения этой «городской сказки»?
На всякий случай, напомню их названия: «Бизнес крокодила Гены», «Крокодил Гена и грабители», «Чебурашка уходит в люди» — романтика либеральных 90-х (прозванных в народе еще «лихими 90-ми») так и прёт. И — что характерно! — вполне властителя детских дум устраивает. И даже — отчасти читателей.
Но, вот приключился Крым и… всё. Встречайте Оранжика-юного-Навального.
Но, ведь вот что характерно — пристроить в новый, «идеологически правильный» тренд того же старого доброго Чебурашку писатель Успенский так-таки и не решился. Хотя, какой, казалось бы, простор для фантазии — тут тебе и «Чебурашка на Болотной», и «Гражданский протест крокодила Гены» и «Проделки старухи Шапокляк в избиркоме»… Мечта креакла! Ан нет. Нету таких книжек. Хотя, «Крокодил Гена идет в армию» — была, а, вот в белоленточные персонажи крокодил Гена с Чебурашкой не вписались. Воспротивились.
В общем, персонажи из книжек в очередной раз оказались мудрее писателя, их сочинившего. При всей своей фантастичности — Чебурашка, крокодил Гена, старуха Шапокляк, кот Матроскин, почтальон Печкин и пр. Колобки живут в той же стране и «системе координат», что и нормальные люди, для которых белое — это белое, и добро — это добро.
Но, писатель Успенский в этой стране более не живёт. Он переселился в страну Креаклию, где все его бывшие читатели — «90% идиотов», а настоящие люди — это 10% «микро-навальных», не желающих принимать присягу, в которой говорится про «готов отдать жизнь за Родину»:
— Когда он <Оранжик> становится взрослее, он попадает в Суворовское училище, и там надо дать присягу. Все читают присягу, он читает и говорит: «Я готов защищать родину, готов защищать оружие». Там написано: «Готов отдать жизнь», он говорит: «А я не готов отдать жизнь». Ему говорят, ну как же так, все готовы, а ты не готов, у нас такая страна, в ней так много лесов, полей и рек... Нет, говорит он, я не готов, потому что если меня убьют, то зачем мне все эти леса, поля и реки. Я защищать готов, а умирать - нет. — Ну, в других во всех странах подписывают такую присягу! — Неправда, в израильской армии написано, если опасность уважительная, он может сложить оружие...
Кстати, об израильской армии. Её ветераны могли бы рассказать писателю Успенскому про роту солдат ЦАХАЛа, которая в самом начале «войны Судного дня» 1973 года оказалась окружена в одном из фортов на Суэцком канале — и вопреки «уважительности опасности» не сдалась, продержавшись три недели — то есть, до самого конца войны. Тоже идиоты были, наверное… Ну, да ладно.
Откочевал писатель Успенский в страну Либералию, где своя шкура превыше всего, а 10% подлецов — «соль земли» и элита, — значит, так тому и быть.
Может статься, его Оранжик станет еще популярен среди московских хипстеров, а о его приключениях будут рассказывать в детских садах на Украине… хотя, последнее вряд ли: не впишется успенский оранжик в ряды хероев, которым полагается саван за геройскую защиту Донецкого аэропорта.
Может, это и будет маленький личный ад для бывшего
большого писателя, который свою либеральную партию предпочел своим читателям?
Андрей МИХАЙЛОВ,
октябрь 2014 г.