Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


ГОРЯЧАЯ ТЕМА

Российская оборонка переходит на «мирные рельсы»

12:24 28.06.2016 | ГОРЯЧАЯ ТЕМА
Вице-премьер Дмитрий Рогозин на днях заявил, что к 2020 году оборонно-промышленный комплекс должен стать драйвером российской экономики. 

Он четко объяснил, за счет чего это произойдет:

Мы это можем сделать только тогда, когда каждое предприятие ОПК... должно быть подчинено логике параллельного развития гражданской промышленности. Причем не просто непонятно какой, а высокотехнологичной, которая сопутствует выпуску военного назначения.

Слова федерального чиновника, курирующего военную отрасль, не являются нечаянным экспромтом и лишь подтверждают общий курс. О том же, например, говорил весной президент Владимир Путин на съезде Союза машиностроителей. Отметив, что «производительность труда в отрасли ВПК выросла втрое», он посоветовал предприятиям загодя задуматься о конверсии:

Пик загрузки ОПК в рамках гособоронзаказа произойдет в следующем году и потом будет постепенно снижаться. Рассчитываю, что оборонные предприятия используют накопленный потенциал для конверсии, диверсификации производства.

По мнению президента, оборонка должна быть нацелена на выпуск конкурентной высокотехнологичной гражданской продукции, а потому «нужно думать об этом сегодня и предпринимать для этого необходимые шаги».

Скептики немедленно заговорили о том, что мера эта вынужденная. По их мнению, в бюджете катастрофически не хватает денег, из чего был сделан вывод о скором начале секвестра военных статей.

Мол, предприятия насильно отлучат от надежного источника финансирования в виде гособоронзаказа и переводут на самоокупаемость.

Однако бюджетный дефицит в данном случае абсолютно ни при чем. А переориентация ОПК на гражданскую продукцию не предполагает никакой кампанейщины. Более того, сам процесс идет по давным-давно намеченному плану.

Во-первых, в последний день 2010 года президентом была подписана и с тех пор реализуется Государственная программа вооружения на 2011-2020 годы. В ее рамках проведены успешная модернизация армии и ее оснащение самыми современными видами вооружения. Все это происходило задолго до осложнения международной обстановки и до попыток Запада воздействовать на нас экономически с помощью санкций и военными методами, приближая силы НАТО непосредственно к российским границам.

Предпринятое Россия можно назвать в своем роде превентивной мерой.
Ее результаты недавно озвучил Дмитрий Рогозин:

В прошлом году объем (гособоронзаказа) составил 1,8 трлн руб. Отмечается рост производства на 13%, объемы производства военного и специального назначения возросли на 20%.

По словам вице-премьера, в радиоэлектронной промышленности наблюдается рост на 32%, спецхимии — на 22,5%, судостроении — свыше 16%, ракетно-космической — на 7,5%, авиационной — около 6%.

Во-вторых, сегодня напряженность в мире ничуть не уменьшилась. Однако власть не мобилизует последние ресурсы, чтобы бросить их на повышение обороноспособности страны, а объявляет курс на конверсию, то есть перевод предприятий ВПК на производство товаров народного потребления.

Делается это в строгом соответствии с еще одним важным документом — Федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года», принятой в начале 2012 года. Программа предусматривает инвестиции в размере 3 триллионов рублей, которые будут направлены на глубокую модернизацию предприятий ОПК и подготовку квалифицированных кадров, в том числе и с целью их переориентации на выпуск высокотехнологичной гражданской продукции.

Все это должно было бы развеять беспочвенные тревоги некоторых экспертов. Но не тут-то было. К примеру, первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что конверсия может не пойти на пользу оборонке:

«Чтобы начать, например, производить гражданские самолеты вместо истребителей и гражданские вездеходы вместо БМП, необходимы не столько производственные мощности, сколько опыт, возможность использования технических ноу-хау и патентов, ну и, конечно, инвестиции».
Разумеется, заслуживает похвалы беспокойство о судьбе отрасли, в которой на сегодняшний момент, по некоторым оценкам, задействовано от 2,5 до 3 миллионов человек. Тем более многие еще помнят печальный опыт разрушения ВПК в 90-х годах и не хотят повторения пройденного.

Чтобы оценить масштаб потерь того времени, приведем цифры: в 1991 году в оборонной промышленности было 1100 предприятий и учреждений (НИИ, заводы и фабрики), где были заняты более 9 миллионов человек. Не сумев встроиться в рыночную систему, многие предприятия влачили жалкое существование в ожидании госзаказа, который мог и поступить, но не подтверждался материально. Ценные кадры, ранее считавшиеся элитой, месяцами сидели без зарплаты и в итоге разбрелись кто куда.
Младореформаторы тогда всю ответственность за разрушение военно-промышленного комплекса возложили на саботаж так называемых «красных директоров». Они, мол, при попустительстве продажных региональных властей специально не стали развивать конверсию, обанкротили свои предприятия и затем скупили их за копейки. Есть и другое мнение. Его сторонники уверены, что виновны во всем сами реформаторы, бросившие на произвол ВПК по указке из-за океана.

Не занимаясь поиском правых и виноватых, отметим лишь, что предприятия оборонки практически всегда занимались выпуском гражданской продукции. В 1989 году тогдашний премьер-министр Николай Рыжков заявил, что доля мирной продукции в общем объеме производства военной промышленности составляет 40%, и пообещал в ходе «дальнейшей демилитаризации экономики» к 1995 году довести этот показатель до 60%. Тогда не сложилось — рухнул Советский Союз.

Конечно, многие советские «красные директора» занимались конверсией для проформы, по остаточному принципу. Но вряд ли стоит опасаться того же сегодня.

Во-первых, уроки 90-х убедительно доказали необходимость диверсификации экономики в том числе на уровне отдельно взятых оборонных предприятий.

Во-вторых, «красных директоров», которые делали карьеру от станка, заменили успешные топ-менеджеры, свободно ориентирующиеся в рыночных законах, умеющие торговать и заинтересованные в выпуске конкурентной продукции.

В-третьих, на многих предприятиях ОПК уже накоплен позитивный конверсионный опыт.

Впрочем, о конкретных положительных примерах чуть позже. А пока назовем другие базовые основы, которые помогут реализовать намеченное. Главная среди них — наличие политической воли. Действуя без суеты и спешки, федеральная власть дает производственникам четкие указания, обозначая порой даже те сферы, которые стоит развивать. В частности, Дмитрий Рогозин заявил:

Мы запросили информацию с таможни. Убедились, какие огромные деньги тратим на закупку... медицинского оборудования за рубежом — это непозволительно ни в экономическом плане, ни в политическом.

После чего вице-премьер заверил, что «оборонщики и машиностроители готовы к тому, чтобы все сделать самим».

Взятый властью курс на импортозамещение весьма расширит конверсионные горизонты ОПК, а проводимая модернизация этой сферы позволит выпускать качественную продукцию, соответствующую зарубежным аналогам и даже превосходящую их.

Причем военное и гражданское направления будут тянуть за собой друг друга — вверх, а не ко дну. И локомотивом в этом процессе вполне может стать конверсионная продукция. Вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский в связи с этим рассуждает:

«Если полвека назад военные разработки стали причиной появления Интернета и компьютеров, то почему бы не предположить, что сегодняшний массовый рынок гражданской потребительской электроники с появлением Bio Data не изменит полностью военные разработки будущего».

Что касается потребительской электроники, планы наших оборонщиков, как и первые шаги в реализации этих планов, вполне амбициозны. К примеру, сегодня доля гособоронзаказа в продукции «Росэлектроники» составляет 80-90%. Однако, по словам генерального директора холдинга Игоря Козлова, в ближайшие несколько лет этот показатель будет снижен до 60%. Уже сейчас один из авиаперевозчиков тестирует систему «Росэлектроники», аналогичную по функционалу международной системе Sabre. Проект разрабатывался, чтобы обезопасить данные пассажиров. В числе перспективных работ — инспекционно-досмотровые комплексы. Они работают на основе лучевых клистронов, ускоряющих частицы и позволяющих просвечивать багаж, автотранспорт, вагоны, фуры, корабли.

Как говорит глава «Росэлектроники» Игорь Козлов:

«Они могут применяться в таможне, позволяют получать ценную информацию для предотвращения террористических угроз... Такие системы мы начали ставить на границе, на автодорогах. Например, железнодорожный мост в Крым будет оборудован такими приборами».
В течение трех лет холдинг планирует презентовать массовый смартфон и планшет полностью российской сборки.

А на Красногорском заводе, входящем в состав оптического холдинга «Швабе», уже с 2013 года отправляют на экспорт фотообъективы. Генеральный директор КМЗ Александр Тарасов расставляет производственные приоритеты:

«Основной задачей предприятия является дальнейшее увеличение объема экспортных поставок гражданских изделий, прежде всего, за счет экспорта новой фототехники и приборов наблюдения».
Востребована на российских и зарубежных дорогах продукция «КамАЗа» — огромные машины перевозят вполне мирные грузы, хотя и в военных российских частях они занимают подавляющую часть автопарков.

Генеральный директор «РТ-Химкомпозит» Сергей Сокол прикинул конверсионные перспективы для своего предприятия:

«Структура выручки продукции изменится: к 2020 году ожидается увеличение доли гражданской продукции до 65%. Это позволит снять зависимость предприятия от гособоронзаказа и обеспечить диверсификацию продукции».
Спрос на новые материалы из полимерных композитов, а также на керамические и стеклообразные материалы высок в авиации, космической отрасли, наземном и водном транспорте, энергетике и других отраслях промышленности. То есть на складах эта продукция залеживаться не будет.

Наращивает долю гражданской продукции и знаменитый холдинг «Уралвагонзавод». Так, НПО «Электромашина», входящее в его состав, обеспечивает своей продукцией не только минобороны, но и РЖД, и МЧС.

Мирные потребности космоса также обеспечивает оборонка. Недавно новый космический аппарат системы ГЛОНАСС сменил на орбите «долгожителя» - спутник «ГлонассМ» №14. И это лишь капля в море продукции компании «Информационные спутниковые системы», нацеленной на решение проблем связи, телевещания, ретрансляции, геодезии и навигации.

Это только начало большого и, хочется верить, успешного конверсионного пути российского оборонно-промышленного комплекса. Понятно, что при таком серьезном подходе «оборонка» не будет отделываться сковородками и кострюлями. В производстве гражданской продукции наступает время высоких технологий.

Источник: Politrussia.com
Просмотров: 5367

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

28.06.2018 Почему в России повышают пенсионный возраст?

02.03.2018 СВЕРШИЛОСЬ! Мы проснулись в другой стране

07.05.2017 Вместо парада в честь дня Победы корабли Балтфлота выдвинулись для отражения возможной атаки...

26.12.2016 Спас паспорт. Артисты Валутов и Ананьев не вылетели вместе с ансамблем

22.12.2016 Кадыров раскритиковал статью американской газеты об убийстве Карлова

20.12.2016 Правительство Новосибирской области поддержало инициативу Патриарха Кирилла о запрете...

16.12.2016 Правительство готовится дать «зеленый свет» международной торговле детьми

14.12.2016 Беременность - не болезнь

09.12.2016 Призывы профобучения родителей компетенциям воспитания детей звучат все громче

06.12.2016 В НАТО определили возможную точку начала войны с Россией

06.12.2016 Назрел вопрос о совершенствовании духовного воспитания молодежи

30.11.2016 Протоиерей Сергий Рыбаков: «Либеральное переформатирование русского народа потерпело крах»

23.11.2016 Содомиты продолжают отрабатывать деньги

18.11.2016 Что осталось на душе после Псковской трагедии?

18.11.2016 Кто виноват в Псковской трагедии?




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.