Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


КУЛЬТУРА

Надежда Храмова. Культура и антикультура

12:49 25.05.2016 | КУЛЬТУРА

А вы когда-нибудь задумывались, что такое культура и антикультура?

Слово «культура», на мой взгляд, является ядром русского миропонимания и на санскрите означает почитание Света («Культ» — почитание, а «Ур» — Свет). Те этносы, которые стали ядром русского народа, особым образом переживали чувство прекрасного, творчески откликались на окружающую их красоту природы и выражали это в создании мастерами-ремесленниками предметов прикладного искусства. И вот эта устремленность к красоте стала решающим фактором в выборе религии, способной объединить все племена России в единый русский мир. Ведь по преданию нам известно, что на князя Владимира огромное впечатление произвела развернутая перед ним греком-философом вышивка картины Страшного Суда, а послы, посетившие религиозные центры четырех конфессий, были потрясены красотой константинопольского храма и эстетическим великолепием православного богослужения. Именно чувство прекрасного является глубинным свойством русского миросозерцания.

Досадно, что ложный образ русского человека уже долгое время насаждается на Западе: агрессивный, грубый, тупой матершиник. Еще опаснее, когда «выдающийся деятель культуры РФ» М.Е. Швыдкой внушает нашей молодежи, что мат (и фашизм) — существенный признак русской идентичности. Вот что такое мат? На самом деле сейчас нельзя с уверенностью говорить о том, что определено его происхождение: потеряны связи, которые могли бы нам об этом рассказать. Но для меня мат — это лингвистическое «оружие», с которым идут уничтожать противника. Такая ненормативная лексика существует у каждого народа. И вполне вероятно, что славянские воины до принятия христианства могли идти с матом в бой. Мат оскорбляет святость родительства, сакральность рождения и жизни человека. Это лексика темной духовности. Поэтому, когда мы приняли религию света, где Христос «есть путь и истина и жизнь» (Евангелие от Иоанна, гл. 14, ст. 6.), а Бог — есть Любовь (1-е Послание от Иоанна, гл. 4, ст. 16.), то наши воины в бой уже стали идти с призывом к Свету-Христу (Евангелие от Иоанна, гл. 9, ст. 5.), с криком «Ура-а-а!» И это не случайно. Ведь в русской культуре живым мотивом звучит устремленность к прекрасным и возвышенным идеалам. Это и есть сокровенное содержание и наших представлений жизни, и наших традиций, и нашего искусства.

Явление Христа народу. Художник Александр Иванов

«Явление Христа народу». Художник Александр Иванов

В культуре всегда закрепляются те шедевры, которые, вырывая человека из животного, звероподобного состояния, делают его более совершенным, одухотворенным и милосердным. Христианские темы представляют собой богатейший материал истории человечества, являются благодатным источником понимания внутренней противоречивости личности, открывают метафизический и метафорический взгляд на судьбы народов и государств. Многие художники воодушевлялись ими в живописи, музыке и в архитектуре. Все дары от Бога, и Господь питает того, кто к нему обращается с творческим или смысловым вопросом. Познание мира и окружающей нас действительности тоже часть нашей культуры. Наука — это очень серьезный подарок христианства человечеству. Это не моя точка зрения, это истина. Абсурд, но два века назад науку в Европе начали противопоставлять религиозности, хотя первыми учеными-исследователями были христиане и даже монахи. Почему монахи занимались наукой? Они хотели донести до человечества идею о том, что мир создан по Божественным законам. И поэтому целью научных поисков и открытия законов природы было доказательство того, что мир создан Богом, Творцом. Отсюда креационная картина мира. Поэтому для меня культура включает в себя не только искусство, не только образ жизни, традиции, но и науку. Сегодня достижения науки таковы, что человеку дана большая возможность чувствовать себя человеком. И большее количество людей могут заниматься творчеством. Одно дело, когда мы были вынуждены тратить большие усилия для элементарного выживания, например каждое утро колоть дрова, топить печь и носить воду и много еще чего. И совсем другое дело, когда мы встаем, у нас газовая (электрическая) плита, холодильник, водопровод и т.д. Все научные достижения, технический прогресс и религиозное понимание мироздания свидетельствуют только об одном: «Человек, ты создан как любимое творение Бога. Ты создан сотворцом Господу. Не оскотинивайся, помни об этом».

Когда набрала силу «тайна беззакония», когда наступило время расчеловечивания собственно человеческого в человеке, когда была поставлена задача дегуманизации и дехристианизации общества, тогда и начала взращиваться антикультура, в которой патология стала утверждаться как выражение сущностного в человеке, а безобразное — маркироваться как норма и даже как «лучшее». Антикультура характерна тем, что, используя признанные в искусстве формы, средства и технологии, начинает с их помощью утверждать античеловеческое, антигуманное, безнравственное и антиэстетическое. Так происходит подмена культуры на антикультуру в искусстве, которая потом распространяется на многие сферы жизни. Это может быть только при нескольких условиях.

Первое условие — когда сам художник мыслит демонически, лукаво или он психически нездоровый человек, и он это психическое нездоровье как бы овеществляет, опредмечивает. Самому художнику полезно в рисунке, музыке, скульптуре или в других предметах творчества выразить свои нездоровые состояния. Так он отрывается от своей болезни, дистанцируется от нее. Это психологический прием арт-терапии. Но горе всем другим, здоровым, которые начинают называть это явленное нездоровье произведением искусства, пусть даже оно исполнено очень мастерски или талантливо. Например, как у Сальвадора Дали. Гениально исполнено. Но там как раз демоническое видение автора, рассказывающего о человеке через уродливые образы и формы.

В 1917 году в одной из нью-йоркских галерей был выставлен обыкновенный писсуар с подписью R.Mutt (Р. Дурак). Инсталляция была представлена как «Фонтан» для выставки Общества независимых художников. Шло много споров вокруг этой «композиции», но именно она задала тон попранию человеческого достоинства в искусстве. Марсель Дюшан (автор «шедевра», который вошел в историю искусства как родоначальник отрицания в нем самого важного — эстетики, хорошего вкуса, мастерства художника) много позже заявил: «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенствам». Вот такой он, постмодернизм. Фраза циничная и демоническая, как, впрочем, и провозглашенный им принцип постмодерна: «Искусство — все то, на что указывает художник».

Мона Лиза с базукой

Граффити Бэнкси. Мона Лиза с базукой. Фото: Flickr/ Bruce'sArtCollection

В каждом человеке есть хорошее и плохое, доброе и жестокое, совесть и эгоизм, здоровое начало и болезненное нездоровье. Важно, что в личности культивируется, становится доминантным, что станет психологическим содержанием ее жизни. Искусство постмодерна обращено к негативу в человеке, укрепляется его нездоровое, патологическое начало. Этим и опасна сама антикультура. Но такое возможно только в постхристианском или антихристианском обществе.

Второе условие существования антикультуры — это политическое руководство обществом. Если есть запрос на дебилизацию народа, на понижение его нравственного уровня, то и будут продвигаться и поддерживаться государственными и общественными институтами эти анитикультурные образчики псевдоискусства. Знаете, это как «Голый король». Гениальная сказка. Все прыгают вокруг голого короля и говорят: «Как прелестно! Прелестно!» Я вообще думаю про наших псевдоавангардистов: это не авангард, это антикультура. Все эти выставки так называемого современного искусства — это же какое-то лукавство. Здоровый человек, глядя на это, начинает думать, может, я что-то не понимаю в искусстве... Но перед ним не искусство, а антикультура.

Настоящее искусство, истинная культура всегда взывает к чувству прекрасного в человеке, его совести, состраданию и благородству.

Из последних событий в культурной жизни Москвы мне понравилась выставка Серова. Я ходила в ноябре и в январе. И, что удивительно, приходим на экспозицию 2 января в 13 часов, и стоит огромная очередь. Мы были с маленькими детьми, поэтому прошли без очереди. Уходили в 6 вечера, а очередь еще была. Это счастье, конечно. Вот! Сколько наш народ ни дебилизировали, а мы все к здоровому искусству, к возвышенному тянемся. Серов вообще очень здоровая и нравственная личность. Он любил людей, свою жену, умел видеть и передавать неповторимость и уникальность персонажей своих картин. Все это здоровое человеколюбие. Оно же исходит из полотен.

Оказывается, наш человек — живой, он не поддался ни на какие уговоры этого псевдосовременного искусства, которое на самом деле ранит душу. Что бы ни говорили про человека, что бы с ним ни делали, он как был, так и остается образом Божьим! Как жаждал добра, счастья, любви, так это и остается жить в нем, даже если все это глубоко затаптывается человеконенавистническими сентенциями антикультуры. Но человек не может быть человеком, если он не жаждет прекрасного. В этом сущность человеческого в человеке. Не случайно у Николая Лосского есть работа «Мир как осуществление красоты». Воплощенная красота. Красота в духовном мире есть, но она не воплощена материально. Материализация красоты — это сущность нашей жизни. И искусство призвано укреплять в человеке чувство прекрасного.


АВТОР: Надежда Григорьевна Храмова, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова, специалист в области гуманитарного образования. Является соавтором и научным консультантом проекта «Русская классическая школа», который воссоздал советские учебники для начальной школы.

За тридцать лет трудового стажа имела опыт работы учителем, завучем, руководителем экспериментальной площадки Академии Пед. наук, школьным психологом, преподавателем вуза.

См. также по теме:
 

Какую личность формируют новомодные программы для начальной школы?


См. видео: Надежда Храмова. Реформа как демонтаж образования
Источник: http://rusplt.ru/
Просмотров: 3887

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики



Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.