Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


ОБРАЗОВАНИЕ

Оградим образование от политики

15:55 20.04.2016 | ОБРАЗОВАНИЕ
Преподавание словесности в школах остается одним из "последних бастионов" русских образовательных традиций

Заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, прошедшее в Храме Христа Спасителя 12 апреля, вполне могло затеряться в череде других великопостных церковных событий, малоинтересных большинству светских СМИ.

 Действительно, премия вручается вот уже в шестой раз, имена ее лауреатов православной общественности хорошо известны. В среде же невоцерковленной это мероприятие широкого резонанса за прошедшие годы, к сожалению, так и не получило. Однако, на этот раз даже сугубо светские СМИ достаточно активно отреагировали на это, казалось бы, "проходное" для них событие.
    
Так, по-настоящему программным, стало выступление на прошедшем заседании Патриарха Московского и всея Руси. В своем докладе Предстоятель Русской Церкви остановился не только на премиальной повестке дня, но и высказал несколько тезисов, имеющих непосредственное отношение к государственной образовательной политике, а если точнее – политике в сфере образовательной словесности:

"Сегодня самый главный вопрос, на который нужно обратить внимание, и который, к сожалению, в нашей стране политизирован – это вопрос преподавания русского языка и литературы в школах. Убежден, что нужно решение этого вопроса вывести за рамки политической дискуссии и особенно расслоения нашего общества как бы на два лагеря, которое сопутствует нам на протяжении последних 200 лет..."
    
Несложно догадаться, что под "расслоением общества на два лагеря" Патриарх Кирилл подразумевал, в том числе, и тот спор, который в различных вариациях ведется в российском политическом и литературно-публицистическом сообществе с первой половины позапрошлого века. Славянофилы против западников, консерваторы против либералов, патриоты против космополитов, деревенская проза против диссидентской. Причем совершенно очевидно: в этой борьбе всегда побеждают даже не либеральные западники от литературы (хотя с тем, что их политическое лобби сильнее, не поспоришь), но представители торгашеского "третьего сословия".

Литература без нравственности

Увы, дешевые детективы, а также любовные и фантастические романы не просто в разы, а на порядки опережают в плане тиражности даже русскую литературную классику XIX века. Не говоря уже о качественной современной прозе (высокие тиражи произведений тогоже Захара Прилепина, скорее, исключение из этого удручающего правила). Что же касается произведений православных писателей, то, как это ни печально, но факт: в большинстве церковных лавок и магазинов невозможно найти книги даже лауреатов Патриаршей литературной премии.

Однако сейчас речь не об этом, но о том, почему образовательные реформы в течение последней четверти века вовсе, по словам Патриарха, "сводят на нет" преподавание русской литературы в школе. Причем это в равной степени относится и к православному почвеннику Федору Достоевскому, и к западнику Ивану Тургеневу, и даже к порвавшему с Церковью Льву Толстому. Ведь какой бы ни была мировоззренческая пропасть между теми же Толстым и Достоевским, христианские основы их литературного творчества очевидны. А потому воспитание учащихся на их произведениях (оговорюсь, толстовское "Воскресение" в школьную программу не входит) даже в советские годы, несмотря на атеистичность той эпохи, сохраняло традиционные духовно-нравственные черты.

В последние же десятилетия складывается впечатление, что, будто бы неким "внешним управляющим", поставлена цель не просто "монетизировать" отечественную образовательную систему, но полностью вытравить из ее гуманитарного блока его духовно-нравственные основания, а также воспитание чувства исторической памяти, являющегося главной основой патриотизма. Подчеркну, того самого патриотизма, о котором лидер Государства Российскогов минувшем феврале совершенно точно сказал, что "у нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи", "национальной идеи".

Нет реформам по западным лекалам

Конечно, чувство когнитивного диссонанса от того, что президент России, а также целый ряд ведущих российских политиков занимают четкие государственнические позиции, делают многое для защиты наших национальных интересов, а "эффективные менеджеры" на местах продолжают дело, начатое в годы "перестройки" и "лихих 1990-х", не ново. Увы, в наших условиях этому неспособно противостоять консервативное большинство, поскольку оно (то есть, мы с вами) до сих пор так и не смогло самоорганизоваться. За последние годы сломить эту тенденцию не смогли и представители консервативного экспертного сообщества. А потому то, что эту функцию взял на себя Предстоятель Русской Церкви не может не обнадеживать:

"Если не предпринять сейчас важных шагов, то результаты могут быть очень печальными. Преподавание литературы сходит на нет в нашей школе. И сохрани Бог, чтобы реформы, которые могут иметь место, не усугубили существующее положение".
    
Да, Церковь, начиная с трагедии октября 1993 года, намеренно отстранилась от публичной политики. Да, Патриарх Кирилл сегодня акцентирует внимание на том, что преподавание литературы в школах нужно именно "деполитизировать". Но не нужно уметь читать между строк, чтобы понять: "деполитизация", в данном случае, подразумевает прекращение политики разрушительных реформ в образовательной сфере.

Будем надеяться на то, что объект, он же – главная жертва упомянутых реформ – отечественное образование, еще достаточно жизнеспособен, чтобы вернуться к своим историческим традициям и занять подобающее ему место в нашей державе.
Источник: Православие.ру
Просмотров: 2374

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

19.04.2017 Русская классическая школа в Рязани приглашает на День открытых дверей

23.12.2016 Ольга Васильева: «Через два с половиной года сочинение в школе вернется к своей классической...

19.12.2016 Русская классическая школа возвращается

05.12.2016 Учиться никогда не поздно! Проверьте свои школьные знания по литературе

02.12.2016 Алексей Лубков: «Учитель — не продавец услуг, а ученик — не потребитель»

14.11.2016 «Без опоры на традиции система образования повиснет в воздухе»

02.11.2016 Создатель ЕГЭ ушёл в отставку из-за несогласия с политикой Васильевой

27.10.2016 Хэллоуин в детских садах и школах должен быть запрещен

20.10.2016 Образование суверенитета

14.10.2016 «Дети-агрессоры – результат насилия»

03.10.2016 Людмила Вербицкая: Эти произведения слишком сложны для изучения в школьном возрасте

29.09.2016 Ольга Васильева: Работа учителя — это не услуга

28.09.2016 Васильева возвращает русскую патриархальную традицию

26.09.2016 Ольга Васильева: Средний балл как альтернатива ЕГЭ

14.09.2016 Глава Минобрнауки РФ не будет отменять ЕГЭ




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.