Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


ОБРАЗОВАНИЕ

Что изучать на уроках литературы? Православные священнослужители о «золотом списке» русской классики

13:27 14.04.2016 | ОБРАЗОВАНИЕ

Православные священнослужители о «золотом списке» русской классики.

Председатель Синодального отдела во взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил: «Необходимо вернуть русскому языку и литературе то место, которое они занимали в учебном процессе до начала нынешних преобразований в школе. Бессмысленно сетовать, что дети не успевают прочесть важнейшие произведения русской классики, если на это в программе просто не выделено достаточное количество часов».

«Вариативность в преподавании литературы (право учителя решать, какие произведения и каких авторов дети будут проходить на уроках) должна соседствовать с обязательным списком произведений, "золотым списком" русской литературы, который должен стать результатом широкого обсуждения и общественного консенсуса», — добавил представитель Церкви.

«Что включили бы вы в "золотой список" русской классики, а что, наоборот, из обязательной школьной программы убрали?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.


Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, предложил изучать больше произведений Достоевского – «талантливейшего русского писателя, говорящего о человеке как об иконе, но запятнанной грехом». «Через одного из своих героев он доносит мысль: все люди хорошие, да злое делают. Достоевский, как никто, понимал русскую душу, смотрел на человека с точки зрения христианства. А это очень важно - передать подростку понятие о человечности с помощью литературы. Сейчас многие люди озлобленны – не заметил кого-то на дороге – твою машину обстреляли из травматического пистолета, сделал кому-то замечание – избили. А вот Достоевский говорит, что человек становится гуманным, когда видит образ Божий в себе подобном. На примере Раскольникова он показывает, как бурлят в человеке страсти – он становится не похожим сам на себя, когда совершает преступление», - отметил священник.  

«А кем можно заменить Пушкина? - ни до него, ни после никто не писал лучше. Обязательно нужно изучать в старших классах произведения Булгакова - в частности, «Мастера и Маргариту». Мы проходили его в десятом классе, и это произведение не оставило равнодушным никого из моих одноклассников. Булгаков был глубоко верующим человеком, умел поднимать вечные вопросы, давая понять: люди - не вершители судеб. Когда человек занят только собой, он не обращает внимания на остальное. И вдруг или Аннушка разливает масло, или отрывается тромб, и он предстает перед Богом. Классик в своих произведениях замечательно характеризует падшую природу человека. "Мастер и Маргарита" - замечательное произведение», - продолжил он.

«Нужно изучать как можно больше произведений Есенина, наслаждаться стихами поэта, который так и искренне и красиво пишет о природе, о матери. На изучение наших классиков в школе нужно отводить как можно больше часов - потом человек за всю свою жизнь может не прочесть ни одного произведения, а то, что удастся посеять в его душе, сформирует его как личность. Вся Европа интересовалась нашими классиками, да и по сей день за рубежом их читают, это только мы отказываемся от своих авторов. А исключил бы я из списка изучаемой в школе литературы произведения с ярко выраженной идеологической составляющей. Раньше учили любить партию, чтить комсомол, заставляли заучивать тезисы XX съезда партии - такого быть не должно. Не должно быть произведений, призывающих к насилию, распущенности…», - отметил отец Андрей.

«А вообще человек, окончивший школу, должен иметь представление о Боге, науке, об окружающем мире, обладать практическими знаниями, которые помогут ему в жизни. Хотелось бы, чтобы наши школы и университеты по уровню образования приблизились к дореволюционным. Мы должны наконец определиться, кого хотим воспитывать - ограниченных людей или интеллигентов, с которыми приятно и полезно поговорить, - украшение общества», - заключил священник.

Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, включил бы в «золотой список» произведения Пушкина – и «Капитанскую дочку», и «Евгения Онегина», - а также Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского.

«А из того, что не проходили в свое время мы - произведения Лескова. А еще я пересмотрел бы список авторов и произведений советского периода. Мы, например, проходили "Разгром" Фадеева – произведение, которое я не считаю подходящим для школьной программы. Быть может, я включил бы в нее творения авторов, которые стали нам доступны уже после перестройки – "Белую гвардию" Булгакова, произведения Пастернака и, конечно, Бунина», - продолжил он.

«Но в целом устоявшийся школьный список литературы мне нравится. Уже после школы я, будучи в армии и находясь в госпитале, используя время своей "небоеспособности", перечитал включенные в него произведения и оценил их – они действительно замечательные», - добавил священник.

«Не знаю, что включено в школьную программу сейчас, но я бы не допустил туда авторов вроде Сорокина. Они могут быть по-своему очень выразительны, но для школьной программы, на мой взгляд, все же не подходят. Хотя, наверное, есть и очень талантливые произведения. Просто это как артхаусное кино - не для обязательного изучения», - заключил он.

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что «глубокоуважаемый Владимир Романович коснулся очень злободневной темы, которая на слуху у всех думающих людей». «Об этом недавно эмоционально говорил протоиерей отец Артемий Владимиров, выступление которого спровоцировало бурную реакцию СМИ и обвинения уважаемого пастыря, блестящего филолога, специалиста по русскому языку и литературе в «крамольных» мыслях», - продолжил он.

«Говорить, что мы "чувствуем" язык, основное средство коммуникации любого народа, можно, только если мы знакомы с сокровищами языковой культуры. Моя знакомая – филолог, преподаватель, редактор - помогает школьникам подготовиться к экзаменам по русскому языку и литературе, и когда она понимает, что глаз "замылился", а сознание помутилось от чтения безграмотных сочинений, несовершенных текстов, переключается, читая в течение нескольких часов классическую русскую литературу. Только после этого она может вернуться к работе», - добавил священник.

«Что бы я включил в "Золотой список"? - из наиболее известных авторов я бы назвал Лескова, Чехова, Бунина, Куприна. Думаю, дети также должны знать Булгакова и, конечно же, Толстых – и Льва Николаевича, и Алексея Константиновича, - Достоевского, Тургенева, Гоголя. Изучать великого Пушкина и замечательного Лермонтова. Конечно, знакомство с русской литературой будет неполным, если мы хотя бы не подержим в руках, не полистаем "Историю государства Российского" Николая Михайловича Карамзина, не изучим "Исторические портреты" Василия Осиповича Ключевского, а может быть, даже его лекции», - отметил он.

«Думаю, наше настоящее знакомство с русской литературой должно начаться с изучения ее древнейших памятников. Здесь мы не минуем "Повесть временных лет" и последующие произведения, особо среди которых выделяются "Слово о полку Игореве" и цикл произведений, связанных с Куликовской битвой», - подчеркнул священник.

«Конечно, наше знакомство с русской литературой не будет полным, если мы не прочтем хотя бы некоторые произведения житийной литературы - возвышенного и по-своему строгого жанра. Русские былины тоже не будут лишними. Можно добавить сюда потрясающую по силе и накалу страстей переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, письма Ивана Грозного к другим адресатам. Произведения, где была сформулирована идея «Москва – Третий Рим» - сочинения старца Филофея. Завещания русских князей…», - продолжил он.

«Наверное, добавить можно много чего, но особо нужно сказать про XX век. Это, прежде всего, произведения о Великой Отечественной войне Васильева, Быкова, Бондарева, Владимира Богомолова. Произведения, связанные с трагедией революции и гражданской войны - "Железный поток" Серафимовича, "Тихий Дон" (идеологические вставки, уродующие полотно повествования, все же не прячут главного – трагедии особого слоя русского народа - казачества, гибель его представителей в горниле междоусобной войны). Нельзя забывать и замечательные произведения Солженицына - "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор", многих других авторов…», - подчеркнул он.

«А не включил бы я в этот список произведения, которые подрывают основы нравственности и культурной идентичности. Многие современные произведения (а может, даже большинство) отличаются не только порнографическим, но даже извращенным содержанием - их я даже не могу назвать литературой. Не выдерживают никакой критики сочинения на религиозную тему Льва Николаевича Толстого. Думаю, ни к чему изучать роман "Воскресение", а также несомненно талантливое, но не лучшее произведение Льва Николаевича "Анна Каренина". Толстой к концу жизни "съехал" на религиозную тему и, можно сказать, свой талант похоронил. А другие великие писатели нередко начинали с разных глупостей, а потом взрослели и от этого уходили. Ранним произведениям антиклерикального содержания Александра Сергеевича Пушкина, думаю, тоже не место в этом списке», - отметил о. Филипп.

«Большинство памятников литературы XX века искорежены идеологией, поэтому читать эти произведения "без купюр" невозможно. Бесспорно, творения даже самого примитивно-пропагандистского характера, вроде "Когда был Ленин маленький с кудрявой головой", заслуживают того, чтобы их изучали как памятник эпохи, но они едва ли помогают узнать о красоте и богатстве русского языка. А вот великая литература XIX века, средневековая литература представление об этом дает», - заключил он.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «у нас частная школа, где есть возможность преподавать по собственной программе, которая соответствует государственной, но при этом наши педагоги преподают в русле, необходимом для формирования определенного мировоззрения молодых людей». «Это касается и количества часов, которых выделяется больше, чем в обычных школах», - продолжил он.

«Кстати, сегодня учебные планы очень вариативны. Мы ругаем наше Министерство образования, но по нынешней программе к 2020 году все учебные курсы могут быть вариативными, то есть большой простор дается учебным заведениям, и говорить о жестком давлении - это лукавство. От самой школы зависит, как преподавать предмет. Для хорошего результата нужно больше часов, хорошая подготовка преподавателей и в первую очередь создание культурного окружения. Что толку преподавать классику, если дети выходят из класса после урока и начинают сквернословить? Это, кстати, давно уже большая проблема, и учителя тут не дают должного примера ученикам», - добавил священник.

«Недостаточно давать предмет только как сумму знаний. Важно, чтобы он был инструментом погружения в культуру. Ведь литература – это не просто грамотный язык и выученные тексты, это пространство, в котором должен находиться любой образованный человек. Этого и не хватает. И надо делать упор на изучение литературы XIX и начала ХХ века, даже в ущерб современной литературе. Пусть лучше дети увидят образцы, на которых действительно можно развиваться и воспитываться, а в современной литературе они потом и сами смогут разобраться. Ведь литература - это в первую очередь содержание», - продолжил он.

«Так что вопрос надо ставить шире - о создании культурного пространства. А это проблема и семьи, и школы, и государства. Надо создать контекст, в котором человек сможет полноценно развиваться. Ведь если будем проповедовать одни истины, а преподавать другие, ничего не выйдет», - заключил батюшка.

Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что «с преподаванием русского языка в Москве есть объективная проблема: в городе очень много детей, которые приехали из регионов, где на русском разговаривают мало и не очень хорошо». «От этого в школах уровень преподавания русского языка и оценка результатов преподавания очень снижены. С этой проблемой, безусловно, надо что-то делать», - продолжил он.

«Что касается литературы, то у нас, например, в негосударственной школе составили и издали свои хрестоматии. И в эти хрестоматии вошли все основные классические произведения русской литературы – от древности до нашего времени. Хрестоматии не продаются, они выпущены узким тиражом, над ними очень долго работали наши литераторы, которые основывались в первую очередь на классическом школьном образовании. И, мне кажется, там ни убавить, ни прибавить – все разумно», - подчеркнул священник.

«Может, стоит пересмотреть советский налет на литературу ХХ века, - но ведь даже Горький и Маяковский уже стали классикой, без которой невозможно представить нашу литературу. Так что при желании школа может решить вопрос сама с составлением списков произведений», - заключил о. Иоанн.
Источник: Русская Народная Линия
Просмотров: 2859

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

19.04.2017 Русская классическая школа в Рязани приглашает на День открытых дверей

23.12.2016 Ольга Васильева: «Через два с половиной года сочинение в школе вернется к своей классической...

19.12.2016 Русская классическая школа возвращается

05.12.2016 Учиться никогда не поздно! Проверьте свои школьные знания по литературе

02.12.2016 Алексей Лубков: «Учитель — не продавец услуг, а ученик — не потребитель»

14.11.2016 «Без опоры на традиции система образования повиснет в воздухе»

02.11.2016 Создатель ЕГЭ ушёл в отставку из-за несогласия с политикой Васильевой

27.10.2016 Хэллоуин в детских садах и школах должен быть запрещен

20.10.2016 Образование суверенитета

14.10.2016 «Дети-агрессоры – результат насилия»

03.10.2016 Людмила Вербицкая: Эти произведения слишком сложны для изучения в школьном возрасте

29.09.2016 Ольга Васильева: Работа учителя — это не услуга

28.09.2016 Васильева возвращает русскую патриархальную традицию

26.09.2016 Ольга Васильева: Средний балл как альтернатива ЕГЭ

14.09.2016 Глава Минобрнауки РФ не будет отменять ЕГЭ




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.