Почему мы не слышим обращений с телеэкранов к врачам, к руководителям и владельцам известных клиник с просьбой о безвозмездной операции? Это ведь нечастые случаи, так ли уж невозможно организовать на пятьдесят-сто плановых платных курсов лечения один-два благотворительных? А потом заслуженно славить тех, кто бесплатно исцелил, поставил на ноги больных, у которых не хватает сегодня денег или известности. Да и государство, уверен, без грантов подобную программу не оставит. Почему не обратиться сначала к тем, у кого в умелых руках и современная аппаратура, и скальпель и кто ещё не забыл клятву Гиппократа? Или нас с экранов под видом благотворительности приучают к мысли, что пора прощаться с бесплатной медициной?

Ещё. В современных телеакциях по сбору средств мы слышим о необходимости лечения именно за границей. Мотивировка простая: здесь таких операций не делают. Хотя если взять наши сегодняшние «топовые» лечебные учреждения, там делают практически всё. Даже лицо уже пересадили. Тогда почему не поискать в России? Хватит муссировать стереотип, что у нас всё в медицине плохо. Действительно, плохо очень многое, особенно в глубинке, но на «элитном», столичном уровне, уровне региональных центров с медицинскими технологиями всё вполне на уровне. Да и лечение за границей отнюдь не панацея, не буду перечислять имена известных людей, которым никакая заграничная терапия с хирургией не помогли.

Кстати, в последнее время наша страховая медицина становится всё эффективней. Поэтому многие сложнейшие операции проводятся в России и бесплатно. Но в этом случае в телеэфире звучит уже иной мотив – пожертвуйте на дорогостоящие лекарства, которые необходимы после операции. И снова вопросы… Так что на самом деле нужнее: сами лекарства (названия которых не озвучиваются) или деньги на них? Если лекарства – тогда почему не использовать ресурс федерального канала и не обратиться сначала в представительства фармацевтических фирм, в Мин­здрав? Там, думаю, смогли бы или найти отечественные аналоги (лекарства, естественно, требуются, как правило, заграничные), или приобрести зарубежные. Это их обязанность! Вот если откажут, тогда – в набат! А если сначала начинают деньги с народа собирать, то это напоминает нищего в московском переходе. Сидит с табличкой «Помогите на пропитание», а принесёшь ему тарелку супа – он прошипит: иди, мол, отсюда, не мешай работать.

Есть ещё много вопросов. Как на телеканалах отбирают тех, для кого собирают деньги? Кто это решает и почему мы должны им безоговорочно верить? Кроме того, для управления такими значительными суммами необходимы офис, персонал, бухгалтеры, администраторы, которые не из разряда жертвователей, им зарплату платить надо.

Строки Ярослава Смелякова: «Если я заболею, к врачам обращаться не стану…» – в этом случае на телевидении звучат двусмысленно. Слово «врач» сегодня – всё ещё со знаком плюс. Несмотря на ужасающие порой факты. Верю, что так и останется, иначе и быть не должно. Потому что исцелять, и не всегда за деньги, – это и есть настоящее дело врачей.

 

Арсений СОКОЛОВ