Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


ОБРАЗОВАНИЕ

Попытка разгрузить детей или провокационный «вброс»

15:26 11.02.2016 | ОБРАЗОВАНИЕ
Известные пастыри о предложении ученых ввести биместры в школе …
Российские ученые пришли к выводу, что школьникам лучше учиться по биместрам, чем по четвертям. В такой системе учебный год длится десять месяцев (с сентября по июнь) и состоит из пяти периодов примерно по семь недель — вместо четвертей и триместров. Между биместрами — каникулы не менее двух недель, пишет Regions.ru.


Согласно исследованию сотрудников Научного центра здоровья детей и университетской школы Московского городского педагогического университета, при традиционном обучении по четвертям у детей на 41% чаще бывают хронические заболевания, чем при биместровой системе. Ученые пришли к выводу, что биместровая система дает больше возможностей для профилактики переутомления, предотвращения развития психосоматических расстройств и укрепления иммунитета у учащихся.

Однако частые каникулы не могут не сказаться на усвоении программы: всякий учитель подтвердит, что в неделю перед каникулами и в первую неделю после каникул детей очень трудно, если вообще возможно, заставить заниматься.

Сейчас школы могут самостоятельно определять график учебы и каникул. Так, в Москве есть три варианта: четверти, триместры и модульная система. Если школа выбрала четверти, каникулы совпадают с государственными праздниками, что удобно для планирования семейного отдыха. Среди недостатков — третья четверть получается очень длинной, и дети, особенно маленькие, сильно устают. При триместровом графике обучения школьники отдыхают две недели осенью и три недели весной. Модульная система — пять недель учебы плюс одна неделя отдыха. Во всех трех системах летние каникулы длятся три месяца.

«Разумен ли такой разнобой? Какая система вам кажется лучшей?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
 
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, считает, что нынешняя система четвертей не очень удобна. «Только ребенок начинает учиться - и уже пора думать о каникулах, - отметил он. - Вторая четверть вообще слишком короткая. Учителям (знаю это из собственного опыта) приходится нелегко, когда нужно выставлять четвертные - у многих детей по некоторым предметам стоит всего одна оценка за четверть. Спрашивать ребенка чаще не получается – его же нужно еще и обучать».

«Я бы предложил поделить учебный год на две части. С младшими классами экспериментировать не стоит, а вот старшеклассникам, думаю, было бы полезно обучаться по той системе образования, которая в ближайшее время им предстоит (я имею в виду вузовскую систему). А в январе можно сделать каникулы продолжительностью в месяц. Ребята лучше отдохнут, а учитель компенсирует потерянное время за счет упраздненных осенних и весенних каникул», - предложил владыка. - Думаю, не нужно опасаться, что школьники будут уставать – в мае у нас тоже длинные праздники.
 
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, полагает, что в этом вопросе актуальна мудрая басня Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»! «Когда указывают фиктивные причины нынешнего бедственного положения в образовании, начинают "пересаживать музыкантов", - но зачем, если они все равно не умеют играть? – вопрошает он. - Надо смотреть в корень проблемы и менять всю систему».

«Почему дети сейчас гораздо хуже успевают? Потому что накоплен определенный уровень греховности: предыдущие поколения совершали блудный грех, которые вел к распаду семьи, совершали аборты – грех убийства. Все это, к сожалению, сказывается на нынешних поколениях, - пояснил пастырь. - Поэтому исправление должно происходить через покаяние. Только так можно сгладить последствия грехов».

«И еще один важный момент: нужны нормальные программы обучения, - убежден отец Сергий. - Если это математика, то надо возвращаться к нашей классической методе преподавания. История должна быть понятной, хорошо изложенной и правдивой. Все предметы должны ориентироваться на выверенную систему обучения, - не надо менять все постоянными непроверенными нововведениями и подчас опасными для психического и духовно-нравственного здоровья детей».

«Если будут соблюдены эти условия, будут и результаты, а остальное обсуждать бессмысленно. Все идеи с каникулами и биместрами – это провокационные "вбросы", они отвлекают от насущных проблем и переводят в плоскость ненужных баталий, - полагает он. - На мой взгляд, система четвертей нормальная, как и система триместров. Вводить что-то новое – это тратить время на пустые обсуждения. Все эти якобы научные доказательства яйца выеденного не стоят. Они не устраняют основных проблем, и вообще эти исследования вряд ли можно отнести к серьезным научным разработкам».
 
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», сказал: «Мы уже 10 лет учимся по триместрам, и это идеальная система. В прошлом году в нашей школе поменялся директор, мы вернулись к четвертям, и это ужасно. Когда дети пять недель учатся и неделю отдыхают - это понятный и четкий график, а после больших каникул приходится долго настраиваться на учебу. Длинные новогодние каникулы – это, может, и неплохо, но они выбивают из учебы».

«А триместры удобны: по итогам надо получить три отметки, и по ним легче выставить годовую. И самое приятное: дети четко понимают график учебы и отдыха, в отличие от системы четвертей, которые длятся по-разному. Один минус: музыкальная школа учится по стандартной системе четвертей. И возникает проблема, когда в обычной школе каникулы, а в музыкальной нет. А так лучшей альтернативы триместрам нет, так что я сторонник общего перехода на систему триместра», - заключил отец Максим.
 
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», склонен доверять ученым. Он считает, что «если у них есть обоснованные сомнения в эффективности существующего распорядка отдыха и учебных нагрузок, наверное, к ним следует прислушаться - тем более, когда речь идет о детях. Но ученые ученым рознь. Я знаю, такие исследования также проводились (и проводятся) за границей, и, как известно, везде результаты разные. Во многом решение этого вопроса зависит от того, каким исследованиям мы верим, а каким нет. И вот тут появляется простор для произвола».

«Мне кажется, - продолжил отец Михаил, - лучший вариант - оставить школу в покое, дать возможность родителям, детям и всем остальным заинтересованным лицам приспособиться к той системе, которая есть - думаю, сделать это несложно. К тому же у нас есть выбор. Можно поступить в ту или иную школу, повлиять на преподавателей и директоров школ. В общем, прежде чем что-то менять, нужно изучить вопрос со всех сторон».

«В Советском Союзе все было унифицировано, хотя исследования тоже проводились, и весьма неплохие. Вспоминая учебу "по четвертям", существовавшую в советской школе, ничего плохого в ней я не нахожу», - подчеркнул пастырь.
 
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, думает, что «аргументировано ответить на эти вопросы могут лишь специалисты, сравнив статистические данные, проведя необходимые исследования. Но мне кажется, здесь вполне возможно разнообразие. Конечно, если называть его "разнобоем", это вызовет отрицательные эмоции. Но разве плохо, что есть разные варианты? Кто-то захочет учиться по биместровой системе, кто-то – по триместровой или модульной, а кто-то предпочтет традиционные четверти. Если у всех систем есть преимущества, почему бы не пробовать, не выбирать?»

«Я учился по традиционной системе четвертей, и не могу сказать, что дети тогда так уж часто болели. Но если специалисты пришли к таким выводам, значит, у них были на то основания. Главное, чтобы предлагаемые системы не стали очередным бессмысленным проектом в сфере образования, - опасается отец Стефан. - Хотя проследить это, конечно же, будет сложно».

«У большинства родителей отпуск - один месяц в году. Думаю, его несложно будет спланировать при любой системе – хоть модульной, хоть биместровой. На это вообще не следует обращать внимания. "Расслабленность" школьников перед каникулами и сразу после них мне также не кажется весомым аргументом. Это как их приучить. У меня есть знакомые, которые при правильном подходе неплохо учат детей и дома. Организованность учебного процесса во многом зависит от учителей. Если грамотно составить программу, можно приспособиться к любой из перечисленных систем», - заключил пастырь.
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «В этом вопросе я бы положился на мнение специалистов в области детской психологии и педагогики, - но важно, чтобы эти исследования проходили в каждом округе. Быть может, отличия в системе обучения действительно необходимы, а подобрать оптимальную можно с учетом особенностей региона, в котором находится школа. Одно дело - север России, другое - центральные районы, юг или Кавказ. Страна наша большая, стричь всех под одну гребенку, думаю, было бы неправильно».

«Ученые должны предоставить научное обоснование необходимости изменения системы обучения, учитывая особенности развития детского организма. Нелишне было бы изучить и опыт западных стран, где есть положительные примеры той или иной системы», - заключил отец Николай.
 
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, признался: «Мне больше по душе наша традиционная система обучения "по четвертям" – она совпадет с праздниками, общими для взрослых и детей. Помню, я ездил с папой в Ленинград, и для меня это были замечательные зимние каникулы. Существующая система обучения, мне кажется, уже хорошо себя зарекомендовала. Действительно, третья четверть длинновата, но можно, как в православных гимназиях, делать перерыв на первую неделю Великого Поста или Страстную седмицу - это будет дополнительный отдых от учебы».

«А вот биместровая система и сокращение летнего отдыха с трех месяцев до двух будет не очень удобна не только школьникам, но и учителям. У них два месяца отдыха, а за оставшийся третий они могут привести в порядок всю свою документацию, на что не хватает времени и сил в течение учебного года. А при биместровой системе у них сократится до одного месяца. Ну а школьникам будет непросто втягиваться в учебный процесс - после какое-то время уходит на "раскачивание". Триместр очень длинный, и школьники устанут учиться. А модульная система вообще какая-то несерьезная - ни отдохнуть толком, ни втянуться в учебный процесс», - пояснил отец Пётр.

Источник: Русская Народная Линия
Просмотров: 3294

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

19.04.2017 Русская классическая школа в Рязани приглашает на День открытых дверей

23.12.2016 Ольга Васильева: «Через два с половиной года сочинение в школе вернется к своей классической...

19.12.2016 Русская классическая школа возвращается

05.12.2016 Учиться никогда не поздно! Проверьте свои школьные знания по литературе

02.12.2016 Алексей Лубков: «Учитель — не продавец услуг, а ученик — не потребитель»

14.11.2016 «Без опоры на традиции система образования повиснет в воздухе»

02.11.2016 Создатель ЕГЭ ушёл в отставку из-за несогласия с политикой Васильевой

27.10.2016 Хэллоуин в детских садах и школах должен быть запрещен

20.10.2016 Образование суверенитета

14.10.2016 «Дети-агрессоры – результат насилия»

03.10.2016 Людмила Вербицкая: Эти произведения слишком сложны для изучения в школьном возрасте

29.09.2016 Ольга Васильева: Работа учителя — это не услуга

28.09.2016 Васильева возвращает русскую патриархальную традицию

26.09.2016 Ольга Васильева: Средний балл как альтернатива ЕГЭ

14.09.2016 Глава Минобрнауки РФ не будет отменять ЕГЭ




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.