Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


ПРАВОСЛАВИЕ

Митрополит Иоанн: Без Веры и Родины жизни нет...

15:13 29.01.2016 | ПРАВОСЛАВИЕ
Беседа корреспондента "Российской газеты" с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (9 октября 1927 г. - 2 ноября 1995 г.)

- Ваше Высокопреосвященство! Не секрет, что общественная и политическая жизнь последних лет складывается довольно путано и бестолково. Но никогда эта неразбериха не была столь всеобщей, как в последние месяцы. И виною тому, в первую очередь, события в Чечне, вновь - в который уже раз - разделившие наше общество на тех, кто "за", и тех, кто "против". События эти никого не оставили равнодушными и вызвали к жизни новые политические комбинации, порой весьма неожиданные. Вчерашние верные союзники стали ожесточенными противниками, и наоборот - непримиримые прежде оппоненты соединились... Радикал-демократы обвиняют президента в потворстве "партии войны", радикал-патриоты - в нерешительности и мягкотелости. Коммунисты в очередной раз предрекают скорый крах "антинародного режима", и все без исключения недовольны друг другом.

Вы, Владыко, известны своей активной гражданской позицией и прямотой суждений. Хотелось бы услышать Ваше мнение - мнение авторитетного церковного иерарха - о том, что же сегодня происходит со всеми нами?

В Священном Писании сказано: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12:25). Если мы не сумеем преодолеть разногласия, дабы обеспечить целостность и внутреннее единство нашей державы, то неизбежна страшная трагедия: и Государство Российское, и Церковь Русская сгинут в пучине междоусобиц и смут.

Сегодня решается, "быть России иль не быть". Сегодня народ русский, прошедший в нынешнем столетии через тяжелейшие испытания и скорби, сумевший ценой величайших жертв и лишений сохранить свою тысячелетнюю державу, стоит перед выбором: вновь выступить в традиционной роли "собирателя земель" и "хранителя устоев" российской государственности или - прекратить свое существование в качестве великого народа, в качестве культурного, религиозного и геополитического субъекта мировой истории.

Паниковать, излишне драматизируя ситуацию, не стоит. Но найти в себе силы посмотреть тревожной правде в глаза - необходимо. Надо уяснить истоки нашего нынешнего национально-государственного и духовного кризиса, тогда станут ясными и возможные пути его преодоления.

Жестокий эксперимент над российской государственностью начался еще в 1917 году, когда большевики грубо, насильственно прервали историческую преемственность русской жизни. Кровавые гонения обрушились на Православие, от века служившее духовным фундаментом и идеологическим стержнем российской державы. Единое государство было беспощадно разрушено, а созданный на его обломках Советский Союз юридически представлял из себя довольно беспорядочное нагромождение "суверенных" национальных республик, "автономных" национальных областей и других новообразований, границы которых "революционные" хозяева страны провели совершенно произвольно.

До тех пор, пока с помощью страха и насилия, репрессий и массированной пропаганды партийным вождям удавалось поддерживать жесткую вертикаль государственной власти и управления, формальная сторона вопроса не имела никакого значения. Но с течением времени коммунизм дряхлел, теряя свою жизнеспособность. Вместе с ним дряхлел и Советский Союз, мало-помалу приближаясь к неминуемой кончине. И когда стальные обручи партийно-государственной дисциплины, стягивавшие воедино советскую державу, проржавели и рассыпались, вместе с коммунистической идеологией рухнула и союзная государственность.

При этом страна распалась на куски в соответствии с теми произвольными границами, которые когда-то прочертили по живому народному телу номенклатурные специалисты по "ленинской национальной политике". Вопиющая неестественность этих границ тут же дала себя знать, породив на пространстве развалившегося СССР непрерывную череду кровавых междоусобиц и ожесточенных национальных конфликтов.

Но на этом процесс распада российского геополитического пространства не остановился. Он неизбежно и закономерно продолжился на территории новых "независимых государств", возникших из осколков бывшего СССР. И Российская Федерация, увы, не стала исключением.

Доставшееся нам в наследство от Советского Союза внутреннее устройство с его нелепыми "национально-государственными" субъектами федерации делает нынешнюю Россию уменьшенной копией старого Союза. Оказывается, что стотридцатимиллионный русский народ в Российской Федерации не имеет собственной государственности, а, например, триста тысяч ингушей - имеют! Более того, подобная система неизбежно стимулирует региональный сепаратизм, порождает массу болезненных национальных, религиозных и хозяйственных проблем, ставит под сомнение единство и целостность страны.

Чеченские события - лишь наиболее наглядный пример того, что, не решив этих проблем, бессмысленно рассчитывать на какую бы то ни было "стабилизацию" и уж тем более - на "возрождение великой России".

- Но сегодня многие стремятся отмежеваться от действий правительства и президента в Чечне. Люди, монополизировавшие в средствах массовой информации самоназвание "демократов", обвиняют российское руководство едва ли не во всех смертных грехах. Какова, в связи с этим, позиция людей верующих, православных?

- Семьдесят лет назад, когда в результате революции и гражданской войны Россия оказалась на грани полного развала, глава Русской Церкви святейший Патриарх Тихон провозгласил: "Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать Государство Русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения..." На мой взгляд, эти слова угодника Божия не потеряли своей актуальности и сегодня.

Я думаю, любой благонамеренный и здравомыслящий гражданин должен поддержать действия властей, направленные на разоружение бандитских формирований, восстановление законности и правопорядка, сохранение целостности Державы. Другое дело, что милосердие и сострадание требуют свести до минимума возможные при этом жертвы. Надежду на скорейшее прекращение кровопролития в Чечне не раз высказывал и наш нынешний Патриарх Алексий II, подчеркивая, что Церковь с тревогой следит за всем происходящим сегодня на Кавказе, что "никого не может оставить равнодушным гибель мирных жителей и смерть воинов".

Что касается реакции различных политических сил на чеченские события, то я лично убежден: в момент серьезнейшего кризиса пытаться заработать политический капитал на огульной критике происходящего - безнравственно и недальновидно. Все мы должны понять, что интересы России, интересы нашего многострадального народа должны безусловно превалировать над личными корыстными расчетами. Великий всероссийский молитвенник, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил в своих знаменитых проповедях: "Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить..."

- Несмотря на это, сегодня само понятие патриотизма становится предметом ожесточенных публичных дискуссий. Даже среди высокопоставленных политиков есть люди, разделяющие недавнее заявление Сергея Ковалева о том, что "патриотизм - последнее прибежище негодяев". Разве это не печально? Что говорит о патриотизме православное вероучение?

- Любовь к Родине столь же естественна для нормального, нравственно здорового человека, как естественна любовь сына к своим родителям. Люди, отвергающие патриотизм, - нравственно ущербны и духовно опустошены. Они обкрадывают самих себя, лишаясь одного из самых светлых чувств, одного из самых глубоких и ярких душевных переживаний.

Настоящий патриотизм, однако, не имеет ничего общего с самолюбованием и уж тем более - с неоправданной спесью, с высокомерием и эгоизмом. Любовь к Отечеству лишь тогда плодотворна и по-настоящему тверда, когда она опирается на прочный духовный фундамент, на многовековые народные святыни, на традиционные религиозные ценности национального самосознания. Таким и был от века могучий русский патриотизм, не раз спасавший Русь в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях, не раз помогавший стране восставать буквально из пепла.

Одна из наших важнейших задач сегодня - возродить в сердцах россиян это возвышенное и благородное чувство, вернуть русскому человеку понимание того, что без Веры и Родины невозможна полноценная жизнь личности и семьи, общества и государства. В связи с этим насущнейше необходимой мне представляется разработка и официальное провозглашение государственной идеологии российского патриотизма - идеологии возрождения Великой России, основанной на древних православных святынях и традиционных народных идеалах.

Исторически сложилось так, что у нас единство и мощь Державы искони покоились на твердом основании единой веры, общего нравственно-религиозного мировоззрения, согласного понимания высших, промыслительных целей соборного народного бытия. Многие напасти и беды сумела одолеть наша страна за десять веков своей суровой истории благодаря великой приверженности русского народа Святому Православию. Именно Церковь, скрепив Русь прочным союзом благодатных Заповедей Христовых, не позволила Русской нации раствориться, распасться под грузом тяжелейших исторических испытаний: удельной раздробленности и татаро-монгольского ига, великой смуты XVII столетия и бесчисленных опустошительных нашествий иноземных захватчиков.

"Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими", - эта чеканная формула российской державной мощи, произнесенная полтора века назад знаменитым московским первосвятителем, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), издревле определяла церковный взгляд на патриотизм как на священный религиозный долг, как на духовную добродетель благочестивого христианина.

- Но установить столь возвышенный взгляд на патриотизм невозможно до тех пор, пока значительная часть средств массовой информации занимает по отношению к этому понятию враждебную, непримиримую позицию. Читая иные газеты, просто диву даешься: откуда столько желчи, столько злобы к собственной стране? Одна лишь антиармейская кампания чего стоит... А как Вы, Владыко, относитесь к "армейской теме"?

- Русскому человеку пришлось много сражаться: наша история сурова и исполнена тяжелых испытаний. Не раз и не два находились желающие проверить Россию "на прочность". Но военные аспекты отечественной истории знаменательны тем, что помимо фактической стороны имеют еще и глубокую духовную подоплеку, понимание которой сегодня, увы, почти утрачено.

Дело в том, что в многовековой, нескончаемой битве лукавого зла с правдой Божией, в битве сатанинской лжи, предательства и дьявольского коварства с Христовыми Заповедями любви, милосердия и сострадания Святая Русь всегда служила опорой "небесным" добродетелям, надежным заслоном на пути яростных порывов мировой злобы в ее стремлении к господству над грешным человеческим сердцем. Этим-то она и была всегда ненавистна разномастным пособникам зла, потому-то и приходилось ей, незлобивой и миролюбивой, без конца воевать, борясь за свое существование.

В России воинское, ратное служение по духу своему сродни монашескому, иноческому. То же отречение от собственной воли, та же преданность возвышенным "надмирным" идеалам, та же готовность не раздумывая "положить душу свою за други своя"... Немудрено, что во всех войнах рядом с русским солдатом шел русский священник, рядом с воином мирским - воин духовный. Ведь не напрасно же земная часть Церкви Божией издревле носит название "Церкви воинствующей"!

Один из моих предшественников на кафедре Санкт-Петербургской епархии, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) сказал, обращаясь к народу в первые же дни Великой Отечественной: "Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жаждой грабительства и порабощения; на нем лежит позор и проклятие Неба за кровь и бедствия своих и чужих.

Но война - священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества..."

К этим словам нечего добавить. Сегодня, я думаю, они относятся ко всем тем, кто сражается и гибнет за сохранение целостности России, за предотвращение страшной трагедии ее распада, тяжелейшие последствия которого будут сравнимы по своей разрушительной силе разве что с результатами гражданской войны или гитлеровского нашествия. Дай Бог нашим славным воинам и ныне, как встарь, - мужества и незлобия, терпения и отваги, бесстрашия и милосердия!

- Сохранение целостности России - дело, безусловно, важное. Но ведь одного этого мало. Надо еще выработать такое внутреннее административно-государственное устройство страны, которое и в будущем надежно исключало бы возможность возникновения угрозы ее единству. А какой Вам видится возрожденная Россия?

- Во-первых, это держава, органично сочетающая все новейшие достижения материальной культуры, все технологические достижения "технотронной эры" с самобытностью и традиционной русской духовностью, основанной на тысячелетних святынях Православия (при полном уважении к другим конфессиям). Во-вторых, это страна, объединяющая в своем составе братские народы великороссов, белорусов и малороссов, а также всех тех, кто искренне готов связать с ней свою историческую судьбу. Ну и, конечно, это единое унитарное государство с сильной центральной властью и широко развитым местным самоуправлением.

Национально-государственный принцип, предполагающий наличие "государств в государстве", таких, как Чечня, Татарстан или Чувашия, - совершенно исчерпал и дискредитировал себя. Не пора ли обратиться к собственному историческому опыту? Страна, как это и было раньше, должна делиться на административно-территориальные районы (назовите их губерниями или краями - безразлично), а национальная самобытность всех российских народов при этом должна бережно сохраняться в рамках национально-культурной автономии.

Говоря о таких перспективах, однако, надо ясно понимать, что глубина нашего сегодняшнего кризиса такова, что ни за день, ни даже за год достигнуть желаемого не удастся. Будем реалистами. Нам нужно запастись терпением и - "поспешать не торопясь". Сегодня же главное - навести порядок в Российской Федерации с тем, чтобы сделать ее политически стабильным и экономически мощным ядром интеграционных процессов на просторах бывшего СССР.

- Вы, Владыко, усиленно ратуете за возрождение национальной самобытности. Но мы уже столько настрадались от агрессивного национализма окраин! И чем, скажите на милость, русский национализм лучше чеченского или, к примеру, тувинского?

- Если под национализмом понимать пропаганду собственной исключительности, собственного превосходства над другими народами, то такое мировоззрение, безусловно, контрпродуктивно и подлежит безоговорочному осуждению. Результатом взрывного развития именно таких "окраинных" национализмов и стала, в значительной мере, драма распада Советского Союза и расчленения русского народа. Об этом, кстати, недвусмысленно сказано и в документах II Всемирного Русского Собора, состоявшегося недавно в Москве.

Возрождение русского национального самосознания не имеет с такой "идеологией самолюбования" ничего общего. В течение десяти веков русский человек был бессменным державным стражем российской государственности. И ее нынешний кризис в первую очередь обусловлен тем, что жизнеспособность русского этноса в XX столетии была сильно подорвана целой серией грандиозных национально-государственных катастроф. Отрицать это могут люди либо некомпетентные, либо просто недобросовестные. Восстановление жизненной силы русского народа есть вопрос государственной важности, ибо именно русский человек - терпимый, добросердечный и незлобивый - от века обеспечивал этими своими качествами межнациональный мир в стране.

Знаменитый философ и публицист Иван Ильин, обладавший даром удивительного предвидения событий, еще в 1949 году писал: "Когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг "народы бывшей России - расчленяйтесь!", - то откроются две возможности:

Или внутри России встанет национальная диктатура, которая возьмет в свои руки бразды правления, погасит этот гибельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране.

Или же такая диктатура не сложится, и в стране начнется непредставимый хаос передвижений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия.

Тогда Россия будет охвачена анархией и выдаст себя головой своим национальным, военным, политическим и вероисповедным врагам..."

Поймите меня правильно, я не призываю ни к какой диктатуре. Но я привел эту цитату, столь точно описывающую наше нынешнее положение, для того, чтобы подтвердить очевидный факт: сильная власть, единая, неделимая Россия и русское национальное возрождение есть необходимые условия выживания страны, а значит - и нашего с вами выживания.

Я молю Господа Иисуса Христа, чтобы в этот нелегкий час он даровал "богохранимей стране Российстей" мир и тишину, а ее политическим вождям - мудрость и мужество, столь необходимые им ныне...

Источник: http://www.golden-ship.ru/knigi/8/ioann_snichev_rus_sobornaya.htm#q6
Просмотров: 2184

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

14.04.2017 Патриарх Кирилл: ПРЕДАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРОИГРЫВАЕТ

23.12.2016 Диагноз нашей болезни известен

19.12.2016 Раскрытие тайны Воплощения Христова

02.12.2016 Введение во храм Пресвятой Богородицы: встречаем праздник вместе с детьми

28.11.2016 По дороге к Вифлеему: 28 ноября начался Рождественский пост

07.11.2016 Патриарх Кирилл: Через тучи наша страна двигалась и движется к звездам

02.11.2016 Патриарх Кирилл: Нам нужна не «война всех против всех», а подлинный диалог народов

01.11.2016 Вечер, посвященный юбилею монастыря, прошел в библиотеке им. Горького

28.10.2016 Патриарх Кирилл: Путин - преемник Василия III и Алексея Михайловича

24.10.2016 Епископ Тихон (Шевкунов): Наш старец

18.10.2016 Патриарх Кирилл проводит встречу с королевой Великобритании

14.10.2016 «Лицу Твоему помолятся богатии людстии»

03.10.2016 Надеемся, что Пантелеймонов монастырь станет ближе к России

30.09.2016 Дело Христово проходит испытание в мире

29.09.2016 Ещё раз о земном Отечестве




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.