КУЛЬТУРА "ПЕРСТЕНЬ СЧАСТЬЯ ИЩУЩИЙ ВО МГЛЕ"Произошло так, что последний поэтический цикл Сергея Есенина "Стихи о которой", созданный им в конце ноября-декабре 1925 года во время нахождения в клинике Первого Московского государственного университета, получил из-за своей кажущейся незавершённости гораздо меньшее отражение в литературной критике, чем "Москва кабацкая", "Любовь хулигана", "Персидские мотивы". Да и сам автор не успел выступить с этими произведениями перед публикой, не успел своим великолепным чтением донести до читателей всей той пронзительности сквозного образа душевной метели и несказанной печали. По мнению Софьи Толстой-Есениной, жены поэта, в цикл со столь необычным названием вошли стихотворения: "Какая ночь! Я не могу", "Не гляди на меня с упрёком...", "Ты меня не любишь, не жалеешь...", "Может, поздно, может, слишком рано...", "Кто я? Что я? Только лишь мечтатель..." Написанные где-то в течение трёх недель, они отражают внутреннее состояние поэта в последние дни его жизни. Есенин "ещё как будто бережёт в душе утраченную юность", но, обращаясь к "подруге охладевших лет", пишет, "что отлюбили мы давно, ты не меня, а я - другую, и нам обоим всё равно играть в любовь недорогую". В следующем стихотворении цикла поэт продолжает эту мысль: Не тебя я люблю, дорогая, Ты лишь отзвук, лишь только тень. Мне в лице твоём снится другая, У которой глаза - голубень. Здесь чувствуется творческая перекличка с Лермонтовым ("Нет, не тебя так пылко я люблю"), но вот эта, хотя и настоянная на притчевом сюжете, строфа по-есенински нова и самобытна: Да, ты кажешься мне распростёртой, И, пожалуй, увидеть я рад, Как лиса, притворившись мёртвой, Ловит воронов и воронят. На мой взгляд, ключевым произведением цикла является стихотворение "Ты меня не любишь, не жалеешь...", ставшее популярным романсом: И ничто души не потревожит, И ничто её не бросит в дрожь, - Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжёшь. От этих афористичных строк идёт ровный переход к двум последним стихотворениям цикла, где даётся развитие образа, намеченное ещё в начальном произведении "Стихов о которой": Ведь знаю я и знаешь ты, Что в этот отсвет лунный, синий На этих липах не цветы, На этих липах - снег да иней. Метафоричен лирический монолог поэта: Удержи меня, моё презренье. Я всегда отмечен был тобой. На душе холодное кипенье И сирени шелест голубой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И, спокойно вызов принимая, Вижу я, что мне одно и то ж - Чтить метель за синий цветень мая, Звать любовью чувственную дрожь. А заключительные (разумеется, из дошедших до нас) строки цикла вновь приоткрывают читателям занесённые снегом глубины сердечного мира Есенина: Оттого душе моей не жёстко Ни желать, ни требовать огня. Ты, моя ходячая берёзка, Создана для многих и меня. Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во мгле. И тебя любил я только кстати, Заодно с другими на земле. Есть тут и некоторая перекличка со своими недавними произведениями ("Годы молодые с забубённой славой...", "Мелколесье. Степь и дали"), и вновь звучит неизбежное осознание краткости жизненного пути... В воспоминаниях о Есенине его друга, издательского работника, писателя Ивана Евдокимова говорится, что, по словам поэта, в цикл "Стихи о которой" вошло "семь новых стихотворений". По мнению Софьи Толстой, к пяти уже упоминавшимся произведениям их автор добавил ещё два. Жена поэта рассказывала: "Были ... стихотворения с зимним пейзажем, написанные 17-20 декабря 1925 г. в последние дни пребывания Есенина в клинике. Они на дошли до нас полностью, т.к. , продолжая работать над ними, Есенин оставил автографы у себя и увёз их в Ленинград. Куда они исчезли после его смерти, нам неизвестно. В памяти слышавших эти стихи от Есенина сохранились отдельные строки: "Буря воет, буря злится, из-за туч луна, как птица, проскользнуть крылом стремится, освещая рыхлый снег... Страшно хочется подраться с пьяным тополем в саду... дверь откроешь на крыльцо, ... Буря жёсткой горстью снега саданёт тебе в лицо... Ну, да разве мне расстаться с этой негой и теплом... С недопитой рюмкой рома побеседуем вдвоём". Поэт Василий Наседкин, зять Есенина, слышал от него в больнице 20 декабря 1925 года чтение только что написанных трёх произведений и так отозвался затем об этом, не дошедшем до нас, стихотворении: "Одно, если не изменяет память, начинавшееся со строк: "Буря воет, буря злится... Из-за туч луна, как птица, проскользнуть крылом стремится..." - поразило меня своей редкой силой выразительности и образности. Под свежим впечатлением оно показалось мне лучшим из всего, написанного им за этот год. На другой день Есенин покинул клинику". В книге "Венец певца, венец терновый", вышедшей в столичном издательстве "Русский миръ" в 1998 году, её составитель, видный литературовед Сергей Куняев открывает публикацию цикла "Стихи о которой" широкоизвестным, ставшим народной песней, произведением "Клён ты мой опавший, клён заледенелый..." Оно было создано тоже во время пребывания Есенина в клинике, 28 ноября 1925 года, а напечатано в начале января 1926 года в ленинградской "Красной газете" и московском журнале "Красная нива". Однако стоит только гадать, имел ли в виду поэт и это стихотворение, когда говорил о своём новом цикле Ивану Евдокимову? Тот же, как редактор, включил большую часть произведений, написанных Есениным в больнице, в четвёртый том его Собрания стихотворений. Первые публикации "Стихов о которой" состоялись в феврале 1926 года в журнале "Новый мир", газетах "Бакинский рабочий" и "Вечерняя Москва". Заключительное произведение цикла не вошло в посмертное Собрание стихотворений и появилось в печати только в 1959 году, в декабрьской книжке журнала "Новый мир". Интересно, что в последнее время при публикации основного текста этого стихотворения учитывается его черновой есенинский автограф: Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Перстень счастья ищущий во мгле. Эту жизнь я прожил словно кстати, Заодно с другими на земле. Текст списка этого произведения с пометками "Дек. 1925. С рукописи С.Е.", подготовленный в своё время Софьей Толстой и печатавшийся в различных изданиях на протяжении нескольких десятилетий, отнесён в Полном собрании сочинений Есенина в раздел "Варианты". Такова судьба последних "московских" стихотворений поэта. В Ленинграде, куда он выехал после ухода из клиники, его творчество ещё прорвётся знаменитым "До свиданья, друг мой, до свиданья", написанным, по свидетельству есенинских современников, кровью в гостинице "Англетер" 27 декабря 1925 года, и останутся впереди - гибель, посмертная слава, забвение, бессмертие. Источник: Просмотров: 2223
|
Другие новости из рубрики 26.12.2016 Браво, Алёна! 26.12.2016 «ТВОЙ ПУТЬ СРЕДИ СВЕТИЛ…» - памяти Валерия Хомякова 21.12.2016 Песенный отряд Святой Руси и нацисты 19.12.2016 «Голосу сердца поэта да отзовутся сердца!» 19.12.2016 «СЛАВЯ РУССКУЮ КРАСУ…» 12.12.2016 На российских вокзалах можно будет бесплатно «скачать» книжные бестселлеры 09.12.2016 На рязанском вокзале спели "Песню о тревожной молодости" 09.12.2016 Рязанский поэтический венок защитникам Москвы 08.12.2016 Глас народа. Песня как собиратель русских земель 07.12.2016 Поющие сердцем: Платон Беседин — о том, как мы спасемся коллективным пением на вокзалах 06.12.2016 Карен Шахназаров: «Я не вижу никакой цензуры» 05.12.2016 СССР возрождается и побеждает: мистика песенного марафона 05.12.2016 Они такие же русские 05.12.2016 Российское культурное пространство в плену у ЦРУ 05.12.2016 На вокзалах городов Украины вдруг запели песни на русском. К чему бы это? ![]() Подписка на новости |
© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
|