Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


СТАТЬИ и КОММЕНТАРИИ

Президент или Император?

10:37 01.12.2015 | СТАТЬИ и КОММЕНТАРИИ
По мнению иерея Сергия Карамышева, Владимиру Путину по случаю победоносной кампании на Ближнем Востоке может быть присвоен более соответствующий ему титул …


Последние внешнеполитические события сплачивают Россию вокруг ядра власти, требуя от последней большей твердости, определенности. Словесная форма призвана как можно более полно соответствовать обозначаемому предмету. Соответствует ли обновляемое содержание верховной власти в России ее форме, т.е. слову «Президент»?

Нынешние наименования наших высших должностных лиц – плод воздействия англо-саксонской политической системы. К лицу ли эти заимствования суверенному государству?

Слово «Президент» переводится как «председательствующий», конечно, более соответствуя коллегиальным органам власти. И было бы более кстати, притом, в русском звучании, нынешнему спикеру Совета Федерации именоваться его председателем. Что же касается первого лица в государстве, облеченного полномочиями Верховного главнокомандующего, ему более соответствует имя «Император».

Изначально это слово не было синонимом царя и употреблялось в республиканском Риме как почетный титул военачальника, присваивалось же войском и сенатом. Слово Imperator происходит от глагола Impero, что понимается как: «повелевать, приказывать, господствовать, начальствовать» и этимологически связано со словом Imperium, обозначающим священный принцип верховной власти в государстве.

Этот почетный титул выгодно отличался от разного рода наименований высших должностных лиц древнего Рима тем, что с юридической стороны не прибавлял своему носителю ничего – однако же тем самым подчеркивал сакраментальную составляющую его положения.

Данного титула вновь властно требует современная российская действительность. Не сообщая своему носителю (формально Президенту) никаких новых полномочий, он являл бы собою живую преемственность с тысячелетней российской историей.

Ожидание названной преемственности уже звучит в церковном соборном документе 2000-го года, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Здесь сказано: «Изменение властной формы на более религиозно укоренённую без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной.»

За последние 15 лет немало изменилось. Кстати будет заметить, что отрезок в 15 лет во времена Римской империи назывался индиктом, и по сие время Православная Церковь 1 сентября по Юлианскому стилю отмечает праздник «Начала индикта», или «Новолетия». Так что 15-летний срок – самое законное время для каких-то качественных вокруг нас изменений.

В настоящее время глава Российского государства безбоязненно исповедует Православную веру, утверждая на Земле правду и благочестие христианское. Это вызывает естественное желание верующих людей молиться с большей определенностью – не просто «о богохранимей стране Российстей, властех и воинстве ея», но через персонификацию прошения – «о благоверном Императоре всероссийском». Это позволило бы в значительной мере вернуть к жизни тот богослужебный строй, которым жила Россия до февраля 1917 года, что крайне важно во время военных действий на Ближнем Востоке.

В случае успешного их завершения, как это имело место при Петре Великом по окончании Северной войны, можно было бы торжественно присвоить (со всеми подобающими формальностями) Верховному главнокомандующему титул Императора уже официально. Войдет ли в историю идущая сейчас война (по аналогии с той) как Южная, или же у нее будет свое название, - не суть важно. Ее внутренние для России последствия (как и три века назад) должны быть не менее примечательны, чем внешние.

Пока употребление указанного титула может быть частной инициативой. Если кто-то будет настойчиво и возмущенно задавать вопросы (а таковые, наверняка, найдутся – как из числа либералов вкупе с неотроцкистами, так и патриотов-мечтателей, помышляющих о том, как бы самим захватить верховную власть), им всегда можно будет ответить: Императором мы именуем не Самодержца, а Верховного главнокомандующего, который открыто исповедует православную веру.

Можно в этом случае ссылаться и на прецедент, имевший место на торжественной Патриаршей службе в Храме Христа Спасителя в память тысячелетия преставления Равноапостольного Великого Князя Владимира. Когда возглашалось многолетие, тотчас за Патриархом был помянут «тезоименитый Президент России Владимир Владимирович Путин», и уже потом - «преосвященнейшие митрополиты, архиепископы, епископы» и т.д. Тогда прозвучал соборный голос Церкви, свидетельствующий о руководителе России как о защитнике Православия.

Что даст православным русским людям церковная молитва об Императоре и христолюбивом воинстве? Исполнит радости и дерзновения, станет мощным фактором духовного единения народа и несокрушимой основой верховной власти.

Это даст возможность служить, например, «Молебное пение ко Господу Богу против супостатов, находящих на ны», содержащееся в требнике (однако на практике не употребляемое), внося в него лишь минимальные изменения. Названное молебное пение содержит канон, припев которого звучит: «Многомилостиве Господи, сокруши враги под ноги наша».

Приведем некоторые прошения из ектении, следующей по 3-й песни канона, дабы читатели поняли мощь этого духовного произведения:

«Во веки пребываяй, милосерде Господи, запрети языком, в достояние Твое приходящим и оскверняющим Церковь святую Твою, пожени их бурею Твоею и гневом Твоим смути их; исполни лица их безчестия, да постыдятся и смятутся в век века, да посрамятся, и силою судеб Твоих гордость их да сокрушится; имя же Твое святое да прославится в нас, прилежно молим Ти ся, услыши и помилуй.

О еже услышати от Церкве святыя Своея вопль и воздыхание единоверных наших, и от врагов и супостат порабощенных рабов своих, в печали и скорби своей к Тебе вопиющих, и извести от тли живот их, прилежно молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй».

Вот седален, следующий за названной ектенией: «Церковь вопиет Ти, Христе Боже: силою Креста Твоего укрепи вернаго раба Твоего Императора нашего, и подаждь ему победы на сопротивныя».

Пусть не искушаются начинанием православные христиане южных стран – греки, болгары, румыны, сербы и прочие – столетиями молившиеся о благополучии турецких султанов. Да присоединятся лучше к молитве Руси!

Народная молитва за Императора развеет в прах новоявленных вождей патриотического болота, то ли по своей злонамеренности, то ли по своей недалекости сеющих смуту, разрушающих принцип единоначалия.

Россия же исполнится новой силы, нового дерзновения в очах Божиих, чтобы выстраивать твердыни Царства Божия на Земле. 

Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия

Источник: ruskline.ru
Просмотров: 1766

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*



Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.