КУЛЬТУРА «В лесной глуши, на север, за Рязанью/Меня поймало первый раз оно……» - к 100-летию К. Симонова28 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Константина Симонова (1915-1979). С поэтическим творчеством Константина Симонова я познакомился в конце мая 1971 года, когда завершал учёбу в девятом классе. Именно тогда в моих руках оказалась только что изданная тоненькая книжица «Вьетнам, зима семидесятого». Навсегда запомнились строки: «… Не пишется проза, не пишется, и, словно забытые сны, всё рифмы какие-то слышатся оттуда, из нашей войны. Прожектор, по памяти шарящий, как будто мне хочет помочь – рифмует «товарищ» с «пожарищем» всю эту бессонную ночь…» А вскоре в «Хрестоматии по литературе» для десятого класса прочёл я самые известные симоновские стихотворения: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…», «Родина». Но тогда и представить себе не мог, что пройдёт два с половиной года и мне доведётся побывать на встрече с выдающимся писателем. Стоял февраль 1974-го.
Константин Симонов приехал в составе
творческой бригады в Рязань, где когда-то
провёл свои детские годы. Одна из встреч
с читателями состоялась 21 февраля в
актовом зале пединститута. Её ведущий,
тогдашний парторг этого учебного
заведения Леонид Чекурин предоставил
поочерёдно слово поэтам – рязанцу
Анатолию Сенину и ростовчанину Николаю
Скрёбову, а также литературоведам –
Сергею Кошечкину и Игорю Гаврилову.
Выступление последнего было посвящено
истории создания стихотворения
Константина Симонова «Родина». Оказалось,
что произведение с подобным названием
было опубликовано ещё в 1940 году, в
сдвоенном, майском-июньском номере
журнала «Литературный современник».
Вот текст первого варианта этого
стихотворения: Дойдя до трёх великих океанов, Не правда ли, некоторые
строки кажутся знакомыми? Получилось
так, что та давняя публикация ещё раз
подчеркнула жизненную и творческую
связь знаменитого писателя с землёй
рязанской. И связь неразрывную. Именно
тогда, в феврале 1974 года, он произнёс
знаковую фразу: «Для меня Рязань – очень
многое в жизни». А в беседе с Игорем
Гавриловым о творческой истории
стихотворения «Родина» Константин
Симонов подтвердил: «Да, это Солотча
тех далёких, теперь уже довоенных лет». Но после вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз в судьбе всей нашей страны произошли большие перемены. Как отмечал рязанский литературовед Игорь Гаврилов, «в грозном сорок первом поэт Константин Симонов возвращается к работе над стихотворением «Родина». Сама жизнь требовала усилить патриотическое звучание мотива защиты Отечества от врага. Сапоги гитлеровских солдат топтали землю Белоруссии, Смоленщины. Фашистские танки рвались к Москве. Именно тогда и были написаны строфы, в которых создан впечатляющий образ защитника Родины, встающего на врага с последней гранатой… В переработанном, ставшем каноническим, варианте Константин Симонов возвращает читателя к ключевому образу стихотворения: трём берёзам – символу кровной связи человека с Родиной. Так из конкретных впечатлений, вынесенных поэтом из «лесной глуши, на север, за Рязанью», рождается образ, вбирающий в себя всю её: от трёх великих океанов до трёх берёз, которые «при жизни никому нельзя отдать»: Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Всё, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую, Какой её ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трём берёзам, Далёкую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три берёзы При жизни никому нельзя отдать. Вот пример воистину требовательного отношения к себе взыскательного мастера, каким был Константин Симонов! В тот памятный вечер он рассказывал о своём литературном пути, творческих планах, прочёл известные стихотворения военных и послевоенных лет. А когда Константин Михайлович закончил выступление и было объявлено, что вечер завершён и пора расходиться домой, то в переполненном зале никто не шелохнулся. Мы замерли, мы были поражены тем, что нам довелось сейчас увидеть и услышать. Несколько минут продолжалось это молчаливое ожидание. Затем Константин Михайлович, улыбаясь, пожелал нам успешной учёбы и спокойной ночи (было уж десять часов вечера). Только тогда все стали покидать зал. Кто-то побежал за автографом… Уже после безвременной кончины Константина Симонова и взволновавшего сердца его почитателей известия о том, что писатель завещал развеять свой прах над Буйничским полем под Могилёвом, где в июле сорок первого принял самый памятный для себя бой Великой Отечественной, мной были написаны такие строки: « Не тлеть во гробе ли, во склепе, не меркнуть павшею звездой. Так пусть взлетит гранитный пепел над охладевшей бороздой. Взлетит над полем бесконечным – под вечер или поутру – и здесь взойдёт огнём предвечным, окаменевшим на ветру». Бесконечное поле боя Родины нашей… И возникающий вновь и вновь образ её защитника, никому при жизни не отдавшего последнюю пядь отчей земли. Владимир Хомяков, руководитель Сасовского литературного клуба «Первая строка». Источник: Просмотров: 2400
|
Другие новости из рубрики 26.12.2016 Браво, Алёна! 26.12.2016 «ТВОЙ ПУТЬ СРЕДИ СВЕТИЛ…» - памяти Валерия Хомякова 21.12.2016 Песенный отряд Святой Руси и нацисты 19.12.2016 «Голосу сердца поэта да отзовутся сердца!» 19.12.2016 «СЛАВЯ РУССКУЮ КРАСУ…» 12.12.2016 На российских вокзалах можно будет бесплатно «скачать» книжные бестселлеры 09.12.2016 На рязанском вокзале спели "Песню о тревожной молодости" 09.12.2016 Рязанский поэтический венок защитникам Москвы 08.12.2016 Глас народа. Песня как собиратель русских земель 07.12.2016 Поющие сердцем: Платон Беседин — о том, как мы спасемся коллективным пением на вокзалах 06.12.2016 Карен Шахназаров: «Я не вижу никакой цензуры» 05.12.2016 СССР возрождается и побеждает: мистика песенного марафона 05.12.2016 Они такие же русские 05.12.2016 Российское культурное пространство в плену у ЦРУ 05.12.2016 На вокзалах городов Украины вдруг запели песни на русском. К чему бы это? Подписка на новости |
© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
|