Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


КУЛЬТУРА

Сергей Есенин - автобиблиограф. Из творческого наследия поэта

12:05 17.11.2015 | КУЛЬТУРА

Сергей Александрович Есенин известен прежде всего как замечательный поэт. Знаем мы его и как автора драматических произведений, как прозаика, очеркиста, литературного критика и даже переводчика с украинского языка. В творческом наследии великого лирика встречаются и библиографические сведения, хотя специально библиографией он не занимался.

Итак, начнём по порядку.

Впервые библиографию у Есенина мы встречаем в его заявлении в Суриковский литературно-музыкальный кружок (1914). Юный поэт, обращаясь с просьбой о приёме в действительные члены кружка, сообщает, что его «печатные материалы появлялись: «Рязанская жизнь», «Новь», «Мирок», «Проталинка», «Путеводный огонёк». В журналах «Мирок», «Проталинка» и газете «Новь» поэт печатался, в газете «Рязанская жизнь» и журнале «Путеводный огонёк» его стихотворений пока на обнаружено.

В автобиографическом наброске «Сергей Есенин» за 1916 года указано: «Напечатался впервые в журнале «Новый журнал для всех» и «Голосе жизни». Здесь поэт, скорее всего, имеет в виду свои первые выступления в петроградских изданиях. До этого он уже печатался в Москве.

В автобиографическом наброске «Нечто о себе» (1921-1925) о первых публикациях говорится несколько иначе: «Печататься начал в «Русской мысли» и «Голосе жизни». Начала литературной деятельности касаются и строки есенинской автобиографии от 1924 года: «Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т.д.».Действительно, Сергей Александрович публиковался в перечисленных изданиях, но и здесь он не совсем точен: в журнале «Жизнь для всех» его стихи в 1915 году не появлялись.

Чем же объяснить столь частую недостоверность библиографических сведений в письмах и автобиографиях Есенина? Всем, чем угодно, кроме желания присвоить себе чужие лавры. Видимо, сказалась и общеизвестная «поэтическая рассеянность», а может быть, дала о себе знать та бурная обстановка, в которой Есенин входил в литературу: в эти годы он напечатал так много стихов, что немудрено было сбиться насчёт места их появления. Вполне возможно, что исследователей ещё ждут удачи, и отыщутся доныне неизвестные есенинские публикации.

С есенинской библиографией, точнее сказать, автобиблиографией выпущенных им книг дело обстоит гораздо точнее. Поэт писал в 1918 году в заявлении в профессиональный Союз писателей с просьбой зачислить себя в члены этого творческого объединения и указывал, что имеет «вышедших четыре книги: «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов». В автобиографии 1922 года, написанной в Берлине, к вышеупомянутым книгам добавлены ещё две – «Исповедь хулигана» и «Пугачёв». А в автобиографии, вышедшей годом позже, хотя и не упоминается, как и в предыдущих источниках, выходившее отдельной брошюрой, причём двумя изданиями (1918, 1921), стихотворение «Исус-младенец», но имеется фраза, что «скоро выйдет из печати «Страна негодяев» и «Москва кабацкая». Правда, драматическая поэма «Страна негодяев», над которой Есенин работал в 1922-1923 годах, осталась неоконченной и при жизни поэта не была полностью опубликована, а сборник «Москва кабацкая» вышел только в 1924 году.

В библиографический список автобиографии 1923 года Есенин впервые, наряду с поэтическими сборниками, включил книгу «Ключи Марии» – программный документ, своего рода творческую декларацию, где одной из основных была мысль сблизить современную литературу и фольклор на основе глубокой самобытной образности. На страницах этой, выпущенной отдельной книгой, статьи, подчёркивая свою неразрывную связь с народным творчеством, Есенин приводит своеобразный список лучших, по мнению поэта, произведений всех времён и народов. Говоря об «ангелическом» образе, то есть образе-символе, в котором сопоставление только чувствуется, подразумевается, поэт замечает: «На этом образе построены почти все мифы от дней египетского быка в небе вплоть до нашей языческой религии, где ветры, стрибожьи внуци, «веють с моря стрелами», он пронзает устремление почти всех народов в их лучших произведениях, как «Илиада», Эдда, Калевала, «Слово о полку Игореве», Веды, Библия и др. В чисто индивидуалистическом творчестве Эдгар По построил на нём своё «Эльдорадо», Лонгфелло «Песнь о Гайавате», Гебель свой «Ночной разговор», Уланд свой «Пир в небесной стороне», Шекспир – нутро «Гамлета», ведьм и Бирнамский лес в «Макбете». Воздухом его дышит наш русский «Стих о Голубиной книге», «Златая цепь», «Слово о Данииле Заточнике» и множество других произведений, которые выпукло светят на протяжении долгого ряда веков».

Глубинное знание этих, да и не только этих, шедевров мировой литературы в который раз развенчивает придуманную недругами Есенина «легенду» о его якобы малой образованности, подчёркивает главное в творчестве великого русского лирика – любовь к поэтическому творчеству народа, самобытному, яркому слову.

Владимир ХОМЯКОВ, поэт, г. Сасово

Источник: РИФ Новости
Просмотров: 1421

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики



Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.