Сергей Есенин - автобиблиограф. Из творческого наследия поэта
12:0517.11.2015 | КУЛЬТУРА
Сергей
Александрович Есенин известен прежде всего как замечательный поэт.
Знаем мы его и как автора драматических произведений, как прозаика,
очеркиста, литературного критика и даже переводчика с украинского
языка. В творческом наследии великого лирика встречаются и библиографические сведения, хотя специально библиографией он не занимался.
Итак, начнём по порядку.
Впервые библиографию у Есенина мы встречаем в его заявлении в Суриковский литературно-музыкальный
кружок (1914). Юный поэт, обращаясь с просьбой о приёме в
действительные члены кружка, сообщает, что его «печатные материалы
появлялись: «Рязанская жизнь», «Новь», «Мирок», «Проталинка»,
«Путеводный огонёк». В журналах «Мирок», «Проталинка» и газете «Новь»
поэт печатался, в газете «Рязанская жизнь» и журнале «Путеводный огонёк»
его стихотворений пока на обнаружено.
В автобиографическом
наброске «Сергей Есенин» за 1916 года указано: «Напечатался впервые в
журнале «Новый журнал для всех» и «Голосе жизни». Здесь поэт, скорее
всего, имеет в виду свои первые выступления в петроградских изданиях. До
этого он уже печатался в Москве.
В автобиографическом
наброске «Нечто о себе» (1921-1925) о первых публикациях говорится
несколько иначе: «Печататься начал в «Русской мысли» и «Голосе жизни».
Начала литературной деятельности касаются и строки есенинской
автобиографии от 1924 года: «Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для
всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т.д.».Действительно, Сергей Александрович публиковался в перечисленных
изданиях, но и здесь он не совсем точен: в журнале «Жизнь для всех» его
стихи в 1915 году не появлялись.
Чем же объяснить столь частую недостоверность библиографических
сведений в письмах и автобиографиях Есенина? Всем, чем угодно, кроме
желания присвоить себе чужие лавры. Видимо, сказалась и общеизвестная
«поэтическая рассеянность», а может быть, дала о себе знать та бурная
обстановка, в которой Есенин входил в литературу: в эти годы он
напечатал так много стихов, что немудрено было сбиться насчёт места их
появления. Вполне возможно, что исследователей ещё ждут удачи, и
отыщутся доныне неизвестные есенинские публикации.
С есенинской библиографией, точнее сказать, автобиблиографией
выпущенных им книг дело обстоит гораздо точнее. Поэт писал в 1918 году в
заявлении в профессиональный Союз писателей с просьбой зачислить себя в
члены этого творческого объединения и указывал, что имеет «вышедших
четыре книги: «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский
часослов». В автобиографии 1922 года, написанной в Берлине, к
вышеупомянутым книгам добавлены ещё две – «Исповедь хулигана» и
«Пугачёв». А в автобиографии, вышедшей годом позже, хотя и не
упоминается, как и в предыдущих источниках, выходившее отдельной
брошюрой, причём двумя изданиями (1918, 1921), стихотворение
«Исус-младенец», но имеется фраза, что «скоро выйдет из печати «Страна
негодяев» и «Москва кабацкая». Правда, драматическая поэма «Страна
негодяев», над которой Есенин работал в 1922-1923 годах, осталась
неоконченной и при жизни поэта не была полностью опубликована, а сборник
«Москва кабацкая» вышел только в 1924 году.
В библиографический
список автобиографии 1923 года Есенин впервые, наряду с поэтическими
сборниками, включил книгу «Ключи Марии» – программный документ, своего
рода творческую декларацию, где одной из основных была мысль сблизить
современную литературу и фольклор на основе глубокой самобытной
образности. На страницах этой, выпущенной отдельной книгой, статьи,
подчёркивая свою неразрывную связь с народным творчеством, Есенин
приводит своеобразный список лучших, по мнению поэта, произведений всех
времён и народов. Говоря об «ангелическом» образе, то есть
образе-символе, в котором сопоставление только чувствуется,
подразумевается, поэт замечает: «На этом образе построены почти все мифы
от дней египетского быка в небе вплоть до нашей языческой религии, где
ветры, стрибожьи внуци, «веють с моря стрелами», он пронзает устремление
почти всех народов в их лучших произведениях, как «Илиада», Эдда,
Калевала, «Слово о полку Игореве», Веды, Библия и др. В чисто
индивидуалистическом творчестве Эдгар По построил на нём своё
«Эльдорадо», Лонгфелло «Песнь о Гайавате», Гебель свой «Ночной
разговор», Уланд свой «Пир в небесной стороне», Шекспир – нутро
«Гамлета», ведьм и Бирнамский лес в «Макбете». Воздухом его дышит наш
русский «Стих о Голубиной книге», «Златая цепь», «Слово о Данииле
Заточнике» и множество других произведений, которые выпукло светят на
протяжении долгого ряда веков».
Глубинное знание этих, да и не только
этих, шедевров мировой литературы в который раз развенчивает придуманную
недругами Есенина «легенду» о его якобы малой образованности,
подчёркивает главное в творчестве великого русского лирика – любовь к
поэтическому творчеству народа, самобытному, яркому слову.