СТАТЬИ и КОММЕНТАРИИ Захар Прилепин: Диана Арбенина с Макаревичем "уважать себя заставили"Нездоровье наше заключается вовсе не в том, что мы позволяем известным представителям российского масскульта и даже более серьёзным персонажам болеть за Майдан, хамить Русский мир, петь в гостях у Саакашвили, перечислять деньги ВСУ, извиняться перед киевлянами и тому подобным образом кривляться. В этом смысле мы весьма свободная страна и в силах вынести истинную широту мнений, на то мы и русские. Имперский народ не имеет права делать иначе, он может только так. (Иной раз: как дурак). Но выбора нет - иначе заройтесь в свою землянку и сидите там в одиночестве, забыв про империю. Нездоровье наше в том, что о Земфире, размахивающей украинским флагом, или о ком там? - о Диане Арбениной с её «прости нас, Украина» - знают едва ли не все, ролики эти смотрят миллионы, обсуждают очередную песню про «глистов» от Андрея Макаревича - сотни тысяч, в то время как, с точки зрения - даже не патриотической, Бог с вами, - а эстетической, есть вещи, заслуживающие куда большего внимания. Мы не хотим проводить прямых параллелей - найдутся всегда желающие поставить эти параллели под сомнение, - но всё-таки, во времена, скажем, Александра Вертинского - сам же Вертинский отлично отдавал себе отчёт, кто он и кто - Блок. Кто он и кто - Есенин. Кто он и кто - Ахматова. Не только, конечно же, Вертинский, но прочие, уже унесённые временем исполнительницы цыганских романсов, или солистки джазовых оркестров: все осознавали своё место. Сегодня иерархии вывернуты настолько, что несовместимые вещи не то, чтоб соревнуются - а даже не сравниваются. Проще говоря, значение поэта Юрия Кублановского - в контексте классической русской поэзии - неоспоримо и огромно, это следующая - за Юрием Кузнецовым и Бродским, - ступень, которая ведёт нас в Золотой век, к Пушкину и Державину. Тем не менее, значимость слов Юрия Кублановского плетётся где-то в охвостье обсуждения того, что сказал или даже о чём смолчал Юрий Юлианович Шевчук. Господа. Ну, ей-Богу... Если кто и наследует классической линии сегодня на всех основаниях, то это, к примеру, поэтесса Светлана Кекова. Дрогнуло веко: вы не знаете кто это? Ну, вот, это она, взрослый и строгий мастер: «Я там, за Волгою, вдалеке, сквозь солнечный вижу гнёт, как Ангел с острым серпом в руке людскую пшеницу жнёт. Под ярким солнцем горят серпы, на лезвиях - кровь и пот, и в чистом поле стоят снопы, и каждый из них - народ. И каждый - в лучшей своей поре, и лечь под серпами рад... Созрели на Карачун-горе и смоквы, и виноград. Срезает Ангел за гроздью гроздь, лавиной идёт огонь. Спаситель распят, и новый гвоздь вбивают в Его ладонь. Настиг нас, грешников, час такой, такая пришла пора, что горе, льющееся рекой, блестит
как вода Днепра». Ахматовская, постахматовская сила слышна в этих строках. Признают ли это ахматовские вдовы, сироты, самозванные последовательницы? Нет. У Светланы Кековой - взгляды не прогрессивные, а какие-то совсем другие, пугающие. Пётр Вяземский, поэт пушкинского круга (родившийся раньше Пушкина и намного переживший его) писал как будто ровно по тому же поводу: «В литературном мире ниспровержение законов ума и вкуса, возмущение анархического своевольства против нравственных и умственных властей бывают введением к лже-царствию невежества». Сборники «стихов» Дианы Арбениной и песен Андрея Макаревича лежат в каждом магазине - а сборники поэзии Светланы Кековой, или, скажем, Олеси Николаевойили Марины Кулаковой нужно разыскивать, - впору сыщика нанимать: и не факт, что поиски увенчаются успехом. Когда на книжных полках, меж нашими, с позволения сказать, «бардами», я видел стихи Юрия Кублановского - и не помню. Никто не умаляет песенного дара Макаревича, по крайней мере, имевшего место быть лет... дцать назад, на дивиденды с которого он живёт и доныне (по поводу Арбениной смолчим, ибо про её дар не осведомлены) - но налицо всякое отсутствие иерархий. Мы уже сравнивали наши дни со временами Вертинского - при всей любви к нему, было бы странным, если б в книжных лавках 10-х и 20-х годов Вертинский лежал повсюду, а Блока или Ахматовой было не найти. Но ведь нет же - Вертинскому хватало ума и вкуса вообще себя не издавать, а стихи Ахматовой в первое десятилетие её творчества разошлись даже по нынешним временам оглушительным тиражом: 75 тысяч экземпляров. Обвинять в этой ситуации Макаревича или Арбенину нелепо: всё есть, как оно есть, они чужого не воровали. Но читатель современной поэзии выглядит как, прости, Господи, болван - он ничего не понимает, и никто ему не скажет об этом, а если скажет: читатель не поверит. Он уважать себя заставил. Что это? «Невидимая рука рынка»? Но, вроде бы, и в 10-е годы прошлого века был капитализм. Может, тогда «рука» ещё вела себя прилично? А сейчас ей «всё позволено»? Верю, что не все в нашей Родине согласны с данным положением вещей, и на разумное русское слово настроены по-прежнему многие души. Помнится, как в самый разгар войны между Майданом и Новороссией по Сети начали, набирая сотни и тысячи перепостов, бродить «Скифы» Блока. Тогда же прогремели стихи Иосифа Бродского на отделение Украины - отныне этой оде суждено стать самой цитируемой в его наследии: увы и ах. За (кажущимся) неимением стихов, сложенных сегодня о наших временах, русский человек прислушивается к строкам классики: и неизбежно бывает вознаграждён. Но чудовищный парадокс «века информации» вот в чём. В отсутствии массовых медиа, социальных Сетей, возможности разнести любую строчку в тысячекратном пересказе, русский человек в былые времена всегда знал главное - наряду с ложным. Непостижимо, но первое воистину народное, но при этом - авторское стихотворение в русской литературе возникло ещё в 1812 году. Тогда, в Тарутинском лагере, поручик московского ополчения, служивший в 1-м пешем казачьем полку, поэт Василий Жуковский написал «Певец во стане русских воинов». Песнь о милитаризме, как сказали бы сегодня. Это был тот самый случай, когда признание культурной среды и, насколько то было возможно тогда, народное признание - полностью совпали. Вдохновенную поэму во славу русской доблести и русского оружия читали повсюду, во всех частях, в каждом читающем доме, в любой мало-мальски культурной семье. Потом подобное повторялось многократно - и, на счастье наше, с лучшими образцами русской поэзии. Со стихами Пушкина - в том числе о «Клеветниках России», со стихами Дениса Давыдова - в том числе с гениальным антилиберальным пафлетом «Современная песня», упоительным образом не устаревшим не единой строкой доныне, со стихами Лермонтова, со стихами Некрасова, Блока и Есенина, с «Василием Тёркиным» Твардовского, с песнями Великой Отечественной на стихи Долматовского, Суркова,Исаковского, с военными песнями Владимира Высоцкого - и со стихами Бродского в том числе. Бродский, любивший не только Уитменаи Одена, но знавший, что начало светской русской поэзии положено одой «На взятие Хотина» Михайлы Ломоносова, другим певцом военной славы России - Херасковыми великолепным Державиным, - не в первый раз - но в окончательный дал себе и своей поэзии такое измерение, какое уже на замолчать никогда. Глупое дело - решить теперь, что на Бродском всё закончилось, и настало время обсуждать, Боже мой, Арбенину или кого там, печальную Рамазанову, будучи убеждёнными, что ничего иного нет. Есть. Вот вам ещё одно, уже после Бродского, мучительно своевременное - и тем не менее безупречное, великолепное стихотворение Олеси Николаевой. По высшему счёту - когда мы оглянемся на нынешние времена - именно этими стихами станет измеряться наша сила и наше благоразумие. Остальное, на чём мы сегодня стёрли языки, сойдёт на нет, и не вспомнится. Слушайте. Баллада о Сашке Билом «Это дух Сашка Билого - неутолённый, мятежный - бешеной слюной исходит, что шелудивый пёс: жуть, злость, жаждет отмщенья, крови, рыщет по Незалежной, вгрызается в плоть, рвёт тёплое мясо, ломает кость. Это никто как он - прелюбодейный - шало пахнущий палёною человечиной в Одессе вдыхает дым, роется в Мариуполе в трупах, но всё ему мало, мало, весь измазался кровью, а - всё
незрим. „Мало ещё вы душ загубили кацапских", - за ушные мочки дёргает подначивает, поддаёт пенделя, чтоб уж наверняка, долбит мозг Коломойского, печень клюёт, вырывает почки. „Это ты, Сашок?" - тот
в ужасе спрашивает у невидимого Сашка. Тот недолго с ума сойти, что со ступеньки... Лютый озноб: серое вещество скисает, как молоко. В ночи Коломойский спрашивает у шкафа: „Билый, чи там, чи тут ты?" Но до поры ухмыляется,
отмалчивается Сашко. Ибо - наутро - знает: глянут все западенцы, все коломойцы глянут в зеркальную даль, и в крик: оттуда стервец Сашко кривляется, грызёт заусенцы, средний палец показывает,
высовывает язык. Глянут наутро бандеровцы - родичи, единоверцы - на братков по сектору, и в каждом из них - мертвяк Билый Сашко сидит, застреленный ночью в сердце и заселивший тела живые незнамо как.Глянет и Незалежная в воды и - отразится бритая голова с безобразным ртом, жёлтый желвак, бегающие жестокие глазки, жиденькие ресницы, вылитый Сашко Билый - убивец и вурдалак. Да это же бес в маскировке: плоть, синие жилы, всё как у всех: комар на лице простом... На цепь его посадить, под требник Петра Могилы склонить, с заклинательными молитвами и крестом!.. В берцах, в военном буро-зелёном прикиде, ишь, как всамделишний - щетинистая щека... Да покадит на него иерей, воскликнет Господь: „Изыди!", и с воем из Незалежной извергнется дух Сашка». Бродский оценил бы эти стихи Олеси Николаевой. И все иные, вышеназванные, оценили бы. Потому что перед нами - едва ли не лучшие стихи новейших времён. Никогда не израсходуется великая гоголевская сила их, до тех пор, пока дух Сашка Билого будет оживать. Что до русского читателя - если ты устал, товарищ, морочить мозги вялой чепухой и прокисшими песенками - думай о важном, сложном, восхитительно сделанном, умно задуманном и безупречно выполненном. Думай о русских поэтах, а не о всякой криво срифмованной чепухе. Потому что так ты думаешь о вечном, а не о суетном и мимолётном.
Источник: Просмотров: 2229
|
Другие новости из рубрики 26.06.2019 ЧТО ПОЧИТАТЬ ДЕТЯМ? 18.01.2018 «ПОСЛЕДНИЙ» БОГАТЫРЬ? НЕТ, НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЁ БОГАТЫРИ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ! 28.12.2016 «Закрылки, с...! Командир, падаем!» 27.12.2016 Никита Михалков: Пастернака прочёл, мнение имею 27.12.2016 Итоги года: антиглобалистская революция 22.12.2016 «Это служение такое же, как на войне» 21.12.2016 В 41-ом Бильжо бы расстреляли 20.12.2016 Священник Димитрий Шишкин. Доброе единодушие 20.12.2016 «Аллах Акбар!» – кричит глобальная элита! 19.12.2016 Вымысел и обман. Епископ Тихон о фильме "Матильда" 19.12.2016 Героизм русского народа не дает покоя лжецам? 19.12.2016 Зоя Космодемьянская и другие 16.12.2016 Покончит ли Трамп с «денежным коммунизмом»? 15.12.2016 Евгений Спицын - о заявлениях Бильжо: Русофобия стала психической болезнью 13.12.2016 Чем бы западные СМИ не тешились… ![]() Подписка на новости |
© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
|