Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


СТАТЬИ и КОММЕНТАРИИ

Захар Прилепин: Диана Арбенина с Макаревичем "уважать себя заставили"

14:29 14.09.2015 | СТАТЬИ и КОММЕНТАРИИ

Нездоровье наше заключается вовсе не в том, что мы позволяем известным представителям российского масскульта и даже более серьёзным персонажам болеть за Майдан, хамить Русский мир, петь в гостях у Саакашвили, перечислять деньги ВСУ, извиняться перед киевлянами и тому подобным образом кривляться.


В этом смысле мы весьма свободная страна и в силах вынести истинную широту мнений, на то мы и русские. Имперский народ не имеет права делать иначе, он может только так. (Иной раз: как дурак). Но выбора нет - иначе заройтесь в свою землянку и сидите там в одиночестве, забыв про империю.


Нездоровье наше в том, что о Земфире, размахивающей украинским флагом, или о ком там? - о Диане Арбениной с её «прости нас, Украина» - знают едва ли не все, ролики эти смотрят миллионы, обсуждают очередную песню про «глистов» от Андрея Макаревича - сотни тысяч, в то время как, с точки зрения - даже не патриотической, Бог с вами, - а эстетической, есть вещи, заслуживающие куда большего внимания.


Мы не хотим проводить прямых параллелей - найдутся всегда желающие поставить эти параллели под сомнение, - но всё-таки, во времена, скажем, Александра Вертинского - сам же Вертинский отлично отдавал себе отчёт, кто он и кто - Блок. Кто он и кто - Есенин. Кто он и кто - Ахматова.


Не только, конечно же, Вертинский, но прочие, уже унесённые временем исполнительницы цыганских романсов, или солистки джазовых оркестров: все осознавали своё место.


Сегодня иерархии вывернуты настолько, что несовместимые вещи не то, чтоб соревнуются - а даже не сравниваются.


Проще говоря, значение поэта Юрия Кублановского - в контексте классической русской поэзии - неоспоримо и огромно, это следующая - за Юрием Кузнецовым и Бродским, - ступень, которая ведёт нас в Золотой век, к Пушкину и Державину.


Тем не менее, значимость слов Юрия Кублановского плетётся где-то в охвостье обсуждения того, что сказал или даже о чём смолчал Юрий Юлианович Шевчук.


Господа. Ну, ей-Богу...


Если кто и наследует классической линии сегодня на всех основаниях, то это, к примеру, поэтесса Светлана Кекова. Дрогнуло веко: вы не знаете кто это?


Ну, вот, это она, взрослый и строгий мастер:


«Я там, за Волгою, вдалеке,

сквозь солнечный вижу гнёт,

как Ангел с острым серпом в руке

людскую пшеницу жнёт.

Под ярким солнцем горят серпы,

на лезвиях - кровь и пот,

и в чистом поле стоят снопы,

и каждый из них - народ.

И каждый - в лучшей своей поре,

и лечь под серпами рад...

Созрели на Карачун-горе

и смоквы, и виноград.

Срезает Ангел за гроздью гроздь,

лавиной идёт огонь.

Спаситель распят, и новый гвоздь

вбивают в Его ладонь.

Настиг нас, грешников, час такой,

такая пришла пора,

что горе, льющееся рекой,

блестит как вода Днепра».
 

Ахматовская, постахматовская сила слышна в этих строках.


Признают ли это ахматовские вдовы, сироты, самозванные последовательницы?


Нет.


У Светланы Кековой - взгляды не прогрессивные, а какие-то совсем другие, пугающие.


Пётр Вяземский, поэт пушкинского круга (родившийся раньше Пушкина и намного переживший его) писал как будто ровно по тому же поводу: «В литературном мире ниспровержение законов ума и вкуса, возмущение анархического своевольства против нравственных и умственных властей бывают введением к лже-царствию невежества».


Сборники «стихов» Дианы Арбениной и песен Андрея Макаревича лежат в каждом магазине - а сборники поэзии Светланы Кековой, или, скажем, Олеси Николаевойили Марины Кулаковой нужно разыскивать, - впору сыщика нанимать: и не факт, что поиски увенчаются успехом.


Когда на книжных полках, меж нашими, с позволения сказать, «бардами», я видел стихи Юрия Кублановского - и не помню.

Никто не умаляет песенного дара Макаревича, по крайней мере, имевшего место быть лет... дцать назад, на дивиденды с которого он живёт и доныне (по поводу Арбениной смолчим, ибо про её дар не осведомлены) - но налицо всякое отсутствие иерархий.

Мы уже сравнивали наши дни со временами Вертинского - при всей любви к нему, было бы странным, если б в книжных лавках 10-х и 20-х годов Вертинский лежал повсюду, а Блока или Ахматовой было не найти.


Но ведь нет же - Вертинскому хватало ума и вкуса вообще себя не издавать, а стихи Ахматовой в первое десятилетие её творчества разошлись даже по нынешним временам оглушительным тиражом: 75 тысяч экземпляров.


Обвинять в этой ситуации Макаревича или Арбенину нелепо: всё есть, как оно есть, они чужого не воровали. Но читатель современной поэзии выглядит как, прости, Господи, болван - он ничего не понимает, и никто ему не скажет об этом, а если скажет: читатель не поверит.

Он уважать себя заставил.


Что это? «Невидимая рука рынка»? Но, вроде бы, и в 10-е годы прошлого века был капитализм. Может, тогда «рука» ещё вела себя прилично? А сейчас ей «всё позволено»?


Верю, что не все в нашей Родине согласны с данным положением вещей, и на разумное русское слово настроены по-прежнему многие души. Помнится, как в самый разгар войны между Майданом и Новороссией по Сети начали, набирая сотни и тысячи перепостов, бродить «Скифы» Блока.


Тогда же прогремели стихи Иосифа Бродского на отделение Украины - отныне этой оде суждено стать самой цитируемой в его наследии: увы и ах.


За (кажущимся) неимением стихов, сложенных сегодня о наших временах, русский человек прислушивается к строкам классики: и неизбежно бывает вознаграждён.


Но чудовищный парадокс «века информации» вот в чём.


В отсутствии массовых медиа, социальных Сетей, возможности разнести любую строчку в тысячекратном пересказе, русский человек в былые времена всегда знал главное - наряду с ложным.


Непостижимо, но первое воистину народное, но при этом - авторское стихотворение в русской литературе возникло ещё в 1812 году.


Тогда, в Тарутинском лагере, поручик московского ополчения, служивший в 1-м пешем казачьем полку, поэт Василий Жуковский написал «Певец во стане русских воинов». Песнь о милитаризме, как сказали бы сегодня.


Это был тот самый случай, когда признание культурной среды и, насколько то было возможно тогда, народное признание - полностью совпали.


Вдохновенную поэму во славу русской доблести и русского оружия читали повсюду, во всех частях, в каждом читающем доме, в любой мало-мальски культурной семье.


Потом подобное повторялось многократно - и, на счастье наше, с лучшими образцами русской поэзии.


Со стихами Пушкина - в том числе о «Клеветниках России», со стихами Дениса Давыдова - в том числе с гениальным антилиберальным пафлетом «Современная песня», упоительным образом не устаревшим не единой строкой доныне, со стихами Лермонтова, со стихами Некрасова, Блока и Есенина, с «Василием Тёркиным» Твардовского, с песнями Великой Отечественной на стихи Долматовского, Суркова,Исаковского, с военными песнями Владимира Высоцкого - и со стихами Бродского в том числе.


Бродский, любивший не только Уитменаи Одена, но знавший, что начало светской русской поэзии положено одой «На взятие Хотина» Михайлы Ломоносова, другим певцом военной славы России - Херасковыми великолепным Державиным, - не в первый раз - но в окончательный дал себе и своей поэзии такое измерение, какое уже на замолчать никогда.


Глупое дело - решить теперь, что на Бродском всё закончилось, и настало время обсуждать, Боже мой, Арбенину или кого там, печальную Рамазанову, будучи убеждёнными, что ничего иного нет.


Есть.


Вот вам ещё одно, уже после Бродского, мучительно своевременное - и тем не менее безупречное, великолепное стихотворение Олеси Николаевой.


По высшему счёту - когда мы оглянемся на нынешние времена - именно этими стихами станет измеряться наша сила и наше благоразумие.

Остальное, на чём мы сегодня стёрли языки, сойдёт на нет, и не вспомнится.


Слушайте.


Баллада о Сашке Билом

 

«Это дух Сашка Билого - неутолённый, мятежный - 

бешеной слюной исходит, что шелудивый пёс: жуть, злость, 

жаждет отмщенья, крови, рыщет по Незалежной, 

вгрызается в плоть, рвёт тёплое мясо, ломает кость.

 

Это никто как он - прелюбодейный - шало 

пахнущий палёною человечиной в Одессе вдыхает дым, 

роется в Мариуполе в трупах, но всё ему мало, мало, 

весь измазался кровью, а - всё незрим. 

 

„Мало ещё вы душ загубили кацапских", - за ушные мочки 

дёргает подначивает, поддаёт пенделя, чтоб уж наверняка, 

долбит мозг Коломойского, печень клюёт, вырывает почки. 

„Это ты, Сашок?" - тот в ужасе спрашивает у невидимого Сашка.

 

Тот недолго с ума сойти, что со ступеньки... Лютый 

озноб: серое вещество скисает, как молоко. 

В ночи Коломойский спрашивает у шкафа: „Билый, чи там, чи тут ты?" 

Но до поры ухмыляется, отмалчивается Сашко.


Ибо - наутро - знает: глянут все западенцы, 

все коломойцы глянут в зеркальную даль, и в крик: 

оттуда стервец Сашко кривляется, грызёт заусенцы, 

средний палец показывает, высовывает язык.

 

Глянут наутро бандеровцы - родичи, единоверцы - 

на братков по сектору, и в каждом из них - мертвяк 

Билый Сашко сидит, застреленный ночью в сердце

и заселивший тела живые незнамо как. 
 

Глянет и Незалежная в воды и - отразится 

бритая голова с безобразным ртом, жёлтый желвак, 

бегающие жестокие глазки, жиденькие ресницы, 

вылитый Сашко Билый - убивец и вурдалак.

   

Да это же бес в маскировке: плоть, синие жилы, 

всё как у всех: комар на лице простом... 

На цепь его посадить, под требник Петра Могилы 

склонить, с заклинательными молитвами и крестом!..

   

В берцах, в военном буро-зелёном прикиде, 

ишь, как всамделишний - щетинистая щека... 

Да покадит на него иерей, воскликнет Господь: „Изыди!", 

и с воем из Незалежной извергнется дух Сашка».


Бродский оценил бы эти стихи Олеси Николаевой. И все иные, вышеназванные, оценили бы.


Потому что перед нами - едва ли не лучшие стихи новейших времён. Никогда не израсходуется великая гоголевская сила их, до тех пор, пока дух Сашка Билого будет оживать.


Что до русского читателя - если ты устал, товарищ, морочить мозги вялой чепухой и прокисшими песенками - думай о важном, сложном, восхитительно сделанном, умно задуманном и безупречно выполненном.


Думай о русских поэтах, а не о всякой криво срифмованной чепухе.


Потому что так ты думаешь о вечном, а не о суетном и мимолётном.

 

 

Источник: http://svpressa.ru
Просмотров: 2001

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*



Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.