Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


КУЛЬТУРА

«ЧЁРНАЯ КРОВЬ ЗЕМЛИ…»: «Нефтяная» тема в творчестве Сергея Есенина

11:49 09.06.2015 | КУЛЬТУРА

Называвший себя «последним поэтом деревни», автор «Радуницы», «Москвы кабацкой», «Анны Снегиной», ничуть не изменяя своему первородному чувству, в конце жизни нередко обращался к «думам об индустрийной мощи» Советской России.

К этому Сергея Есенина во многом подвигла его длительная, более чем годовая, зарубежная поездка по Западной Европе и Северной Америке. Возвратившись на родину, поэт в очерке «Железный Миргород» (1923), который был опубликован в газете «Известия», произнёс примечательные слова: «С этого момента я разлюбил нищую Русь… С того дня я всё больше влюбился в коммунистическое строительство. Пусть я не близок коммунистам, как романтик в моих поэмах, – я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и в своём творчестве…» И ещё фраза из этого очерка: «Нужно пережить реальный быт индустрии, чтобы стать её поэтом… В нашем литературном строительстве со всеми устоями на советской платформе я предпочитаю везти телегу, которая есть, чтобы не оболгать тот быт, в котором мы живём».

Тогда же, во время заграничной поездки, поэт начал работу над драматической поэмой «Страна негодяев» (1922-1923), по объёму самым крупным своим произведением. Отрывок из него под названием «Монологи Рассветова» был впервые опубликован 29 сентября 1924 года в газете «Бакинский рабочий», а затем вошёл в есенинскую книгу «Страна советская» (1925):

Можно сказать перед всем светом,
Что в Америке золота нет.
Там есть соль,
Там есть нефть и уголь,
И железной много руды.

В сентябре 1924 года, только-только появившись в Баку, Есенин а течение одной ночи написал «Балладу о 26». Спустя день после этого, 22 сентября, произведение было опубликовано в республиканской газете «Бакинский рабочий». Есть там и такие строки:

Посмотри:
У рабочих хлеб.
Нефть как чёрная
Кровь земли.
Паровозы кругом…
Корабли…

Вскоре, 26 октября 1924 года, в тифлисской газете «Заря Востока» впервые увидели свет есенинские «Стансы», по сути, продолжившие «нефтяную» тематику в творчестве оказавшегося в «стихии промыслов» поэта, куда своего друга «посвящал» тогдашний второй секретарь Компартии Азербайджана, редактор «Бакинского рабочего» Пётр Чагин:

«Смотри, – он говорит, –
Не лучше ли церквей
Вот эти вышки
Чёрных нефть-фонтанов.
Довольно с нас мистических туманов.
Воспой, поэт, что крепче и живей».
Нефть на воде,
Как одеяло перса,
И вечер по небу
Рассыпал звёздный куль.

И снова «Бакинский рабочий». Вспоминая о главном весеннем празднике 1925 года, Сергей Есенин написал стихотворение «1 Мая». К тому времени поэт, по словам Петра Чагина, «не был… новичком в среде бакинских нефтяников. Он уже с полгода как жил в Баку. Часто выезжал на нефтепромыслы, в стихию которых, говоря его словами, мы его посвящали. Много беседовал с рабочими, которые знали и любили поэта». Праздничное стихотворение было опубликовано в республиканской газете 5 мая 1925 года:

Есть музыка, стихи и танцы,
Есть ложь и лесть…
Пуская меня бранят за «Стансы» –
В них правда есть.
. . . . . . . . . . . . . . . .

Стихи! стихи! Не очень лефте!
Простей! Простей!
Мы пили за здоровье нефти
И за гостей.

Конечно, к каждому из процитированных произведений можно относиться по-разному. Какие-то строки навсегда остались в своём времени, какие-то и поныне волнуют сердце. По-разному восприняла эти произведения и тогдашняя литературная критика. И всё же упрекнуть поэта в попытке примазаться к революции нельзя ни в коем случае.

Будучи прозорливым человеком, Есенин понимал, «что эра новая – не фунт изюму», что только «думы об индустрийной мощи» могут дать «ход мельничным крылам» промышленного, в том числе и нефтепромышленного, развития столь дорогих поэту «великих штатов СССР», ставших для него синонимом России:

Нефть назвал он «кровью чёрной»,
как положено поэту;
крепь державную почуял
в сильной,

в небо бьющей мгле.
А берёзы и осины
песнь ему простили эту
за обещанную встречу
вечной тайны на Земле…

Насколько есенинские «думы об индустрийной мощи» современны сегодня, надеюсь, понятно многим.

Владимир ХОМЯКОВ,
руководитель Сасовского литературного клуба«Первая строка»

 
Источник: РИФ Новости
Просмотров: 2299

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики



Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.