Полковник Дмитрий Фёдоров: безопасность страны — это не пушки с танками
13:5725.05.2015 | СТАТЬИ и КОММЕНТАРИИ
О взаимоотношениях с Россией, проблемах границ Кыргызстана и о
вопросах безопасности вступления в ЕАЭС размышляет экс-заместитель
министра внутренних дел, бывший заведующий отделом обороны, безопасности
администрации президента Кыргызстана Дмитрий Фёдоров.
Иметь танки, но не иметь для них горючее — не иметь танки. Иметь танки и
ГСМ для них, но не иметь хорошо подготовленный, обученный и
психологически готовый к военным действиям экипаж — не иметь танки.
К тому же сегодня для захвата другого государства не надо уже вводить
войска, достаточно подчинить себе волю народа и руководство покоряемого
государства.
Что происходит у нас? Практически на все проблемы мы смотрим глазами
людей, проводящих различные исследования на деньги Запада. На эти деньги
существует и гражданское общество, которое проводит различные акции
протеста. Значит, мы видим наши проблемы глазами заказчика и финансиста.
У США не может быть друзей
Цель Вашингтона — не допустить интеграции России с другими странами.
Наиболее опасно в этом плане сближение РФ с ФРГ, но не менее опасно
такое сближение и с Китаем, Индией и странами Латинской Америки. США
приходится работать на нескольких фронтах, и начинать надо хотя бы с
малых, но важных региональных побед Америки над старыми друзьями России.
Сегодня РФ на распутье: то ли разрабатывать программы переселения своих
соотечественников из Кыргызстана, то ли создавать условия для развития
экономики на месте. Разница между Вашингтоном и Москвой не в количестве
вкладываемых денег в КР, а в цели вложений. Если Москва видит решение
проблем в развитии экономики, то Вашингтон вкладывает деньги, впрочем,
как и во всех других государствах, в развитие "демократии", а по сути, в
разложение государства и насаждение чуждых нам ценностей. Надо четко
понимать, что стать другом Америки невозможно. У нее нет друзей.
При открытии каждой сессии Конгресса США зачитываются слова Джорджа
Вашингтона: "Наша истинная политика — держаться подальше от постоянных
союзов с любой частью зарубежного мира". В американской политике это
называется "Просвещенный эгоизм" — следовать только свободному от всяких
предрассудков эгоизму.
Кроме того, есть еще две доктринальные установки, характеризующие
внешнюю политику США, имеющую идеологию явного предначертания. Это
американоцентричность, отражающая мысль о "предустановленной судьбе" —
уникальной миссии, предначертанной Америке свыше. И идея "раздвигающихся
границ" — идея доминирования и постоянной экспансии. Эти
фундаментальные ценности отражены и в американской Конституции, и в
"Декларации независимости", и в "Билле о правах".
Поэтому ждать и надеяться на то, что вот придет хороший и разумный
президент в США и все изменится, не стоит. Глава государства может
только немножко изменить тактику, ускорить или замедлить какие-то
процессы, но цель и стратегия останутся неизменными.
Основная стратегия внешней политики США строится на идеях разделения
всего мира на две зоны влияния — европейскую и американскую. Затем была
доктрина с лозунгом: "Кто владеет морем — владеет миром" (доктрина
Мэхэна, сформулированная в конце XIX века), затем "Евразийский центр —
самая сильная крепость на Земле" (концепция разрабатывалась английским
геополитиком Макиндером и доминировала в США с 1904 по 1943 год), что
приводило к утверждению, что сильное государство Евразийского центра
будет господствовать во всей Евразии и во всем мире.
С учетом того, что после Второй мировой войны этим государством являлся
СССР, то он и представлял основную угрозу для США. С учетом
геополитических событий ХХ века американцы откорректировали модель. И
теперь она звучит так: "Кто управляет периметром, тот управляет
Евразией, кто управляет Евразией, тот определяет судьбу мира"
(геополитическая модель в 30-х годах была предложена профессором
Йельского университета в США Спайкмэном).
Сегодня периметр состоит из военных баз НАТО. И вот где кроется ответ на
остальные американские притязания, касающиеся и Кыргызстана:
"Соединенные Штаты должны обеспечить свою безопасность путем поддержания
системы союзов, которые позволят политический или военный контроль над
центром Евразии" (геополитическая модель в 30-х годах была предложена
профессором Йельского университета в США Спайкмэном).
Интересно, как США трактуют понятие врага. Это те, кто "терроризирует"
население США, разрушает американский "образ жизни", ограничивает
свободу действий США в мире, пытается захватить и удержать доминирование
в интересующем США регионе, а также повышает цену выполнения США своих
международных обязательств.
И все это является отражением основного принципа поведения США на
мировой арене, принципа "мирового порядка". Этот девиз вырезан на
гербовой печати американского государства "Новый порядок веков".
Довольно странно, учитывая, что это и фашисты Германии устраивали "новый
мировой порядок".
Но вернемся к нашей стране — Кыргызской Республике. Какие конкретно проблемы безопасности лежат на поверхности?
Граница дает добро?
Для сохранения своего суверенитета, поддержания безопасности
целесообразнее было бы трансформировать вооруженные силы в пограничные и
внутренние войска: пограничникам придать войска противовоздушной
обороны; внутренние войска использовать для поддержания правопорядка в
стране, задействовав в патрулировании улиц.
Тем более что вопросы делимитации и демаркации границ остаются. Несмотря
на то что вопросов о китайской и казахской границах у нас нет (пройдены
все стадии межгосударственных договоренностей и нормативно-правового
оформления), не все просто на узбекской и таджикской границах. И
предпосылок к снижению конфликтности в этом направлении нет.
Увеличивается плотность населения у соседей. Да еще и граница проходит
по жилым домам и участкам жителей приграничных районов, затронув более
50 населенных пунктов. Людей из этих селений надо переселять. А это и
выплата компенсаций, и выделение земельных участков с постройкой домов.
Сама делимитация границы — еще не решение проблемы. Есть еще и
демаркация, когда на границе буквально ставятся пограничные столбики,
которые описываются с указанием точных географических координат, и все
это вносится в договор о демаркации. Мероприятие это непростое и
требующее немалых финансовых затрат. Кстати, устройство элементарного
забора на границе стоит примерно 25 тысяч долларов за 1 километр. Наша
граница составляет более 4 тысяч километров. Итого на обустройство
забора — 100 миллионов долларов.
Хороший забор, как, например, на границе США и Мексики, стоит около 3
миллионов долларов за 1 километр! Но это еще не все. Охрана границы
требует инфраструктуры (дороги, коммуникации и другие условия для
проведения пограничных мероприятий, включая здания и сооружения). Причем
охрана границ — это вопрос не только политический, но и экономический.
Экономическая безопасность не менее важна, чем угрозы проникновения
экстремистов. Узбекистан спокойно идет на траты по укреплению своих
границ с Кыргызстаном, подсчитав, что только контрабанда китайских
товаров с Кара-Суйского оптового рынка наносит ущерб их экономике в
порядка 800 миллионов долларов в год.
В любом случае границы охранять надо, но денег нет. Учитывая вступление в
ЕАЭС, можно ожидать помощи от России. Тем более что сами границы
становятся у нас общими, и такой опыт у нас имеется, когда
государственную границу охраняли российские пограничники при
финансировании самой КР только 20 процентов затрат. Такой своеобразный и
выгодный аутсорсинг.
Одна из главных угроз безопасности Кыргызстана — это опасность
вмешательства в его внутренние дела, манипулирование настроениями
населения, создание и финансирование оппозиционных группировок, что
становится действенным инструментом смещения неугодных и приведения к
власти лояльных Западу политических режимов.
И как тут не вспомнить о нематериальной составляющей безопасности, о
той, которая позволит всему этому противостоять, которой нас пытаются
лишить. Я просто их перечислю: наличие национальной идеи и идеологии,
историческая память, престиж национальных ценностей, престиж труда,
общая культура в конце концов. Ведь пока еще финансирование прозападных
НПО весьма стабильно и объемно. Нельзя забывать и об активном
вмешательстве во внутренние дела Посольства США и различных организаций
под патронажем Госдепа США типа "Фридом Хаус".
Вступив в экономический союз с Россией, Беларусью, Казахстаном и
другими, мы, по сути, закрепили военный союз, сутью которого является
то, что если одно из государств-участников подвергнется агрессии, то это
будет рассматриваться странами-участницами как агрессия против всех
государств — участников договора. При этом государству, подвергнувшемуся
агрессии, все остальные страны-участницы предоставят необходимую
помощь, включая военную.