Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


КУЛЬТУРА

Поэт Павел Васильев и кинематограф тридцатых годов

14:17 29.12.2014 | КУЛЬТУРА

 

Выдающийся русский поэт, биография которого связана с рязанской землёй, Павел Васильев, 105-летний юбилей которого мы отметим 5 января, в 30-е годы работал для советского кинематографа.

«Важнейшее из всех искусств» к началу второй трети ХХ века уже явно овладевало умами советских граждан. «Великий немой» стал постепенно вытесняться звуковым кино. Появились новые режиссёры. В их числе был и Борис Барнет. К тому времени он уже снял фильм «Окраина» с Еленой Кузьминой в главной роли. Было намечено вместе со сценаристом Климентием Минцем осуществить новую задумку. Фильм «У самого синего моря» должен был поведать о немудрёной истории двух друзей – Юсуфа (артист Лев Свердлин) и Алёши (артист Николай Крючков), спасшихся после шторма в Каспии, где погибло их судно, и попавших потом на остров, в рыболовецкий колхоз «Огни коммунизма». Оба парня влюбились в бригадира Марию (артистка Елена Кузьмина) и даже спасли девушку во время путины. Но рыбачка не отдала никому из них предпочтения: она была верна своему жениху – моряку Тихоокеанского флота.

Картина снималась в середине тридцатых годов киностудиями «Межрабпомфильм» и «Азерфильм». Постановщик Борис Барнет дружил с уже получившим тогда известность поэтом Павлом Васильевым и предложил тому сочинить текст песенки для кино. Автор «Соляного бунта» и «Стихов в честь Натальи» откликнулся на это предложение близкими сценарию строчками:

Выйди, выйди в утреннее море
И закинь на счастье невода.
Не с того ль под самою кормою
Разрыдалась синяя вода…

Но стихотворение не вошло в картину. Композитор Сергей Потоцкий положил на музыку несколько изменённую строфу из стихотворения П. Васильева «Песня» («В чёрном небе волчья проседь…»). Артист Н. Крючков, создавший запоминающийся лирический образ механика Алёши, проникновенно, с неповторимой застенчивостью поёт с киноэкрана:

Сквозь осеннее ненастье
Я брожу в твоих краях…
Отчего ты снишься, Настя,
В лентах, в серьгах, в кружевах?

Фильм появился на экранах страны в очень сложные времена для Павла Васильева, пережившего тогда исключение из Союза советских писателей, суд, тюрьму, отлучение от публикаций. Вышло так, что строки из кинофильма стали единственными для поэта, которые были в тот период обнародованы.

А в апреле 1936-го, вскоре после освобождения Павла Васильева из заключения, появился фильм «Партийный билет». Картина была снята по сценарию кинодраматурга Катерины Виноградской. Роль врага народа, 25-летнего уроженца Прииртышья Павла Васильевича Куганова, несколько напоминавшего своим поведением Павла Васильева, играл артист Андрей Абрикосов. Травля поэта не прекращалась даже таким способом.

По воспоминаниям народной артистки РСФСР, трижды лауреата Сталинской премии Елены Кузьминой, к ним с Борисом Барнетом на квартиру зимой 1937 года Павел Васильев приходил и читал стихи. Они «были великолепные и действовали, как сильная музыка». Заслуженный артист РСФСР, впоследствии получивший Сталинскую премию за поистине культовый фильм «Подвиг разведчика», Борис Барнет тоже высоко ценил произведения своего товарища.

Спустя несколько дней Павел Васильев навсегда исчез в кровавых коридорах Лубянки 37-го. А фильм «У самого синего моря» и поныне демонстрируют по телевидению. И спустя вот уже восемь десятилетий молодой Николай Крючков вновь так задушевно поёт: «Отчего ты снишься, Настя, в лентах, в серьгах, в кружевах?»

Источник: РИФ Новости
Просмотров: 1976

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики



Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.