Между тем сайты МТС, «МегаФона», «Вымпелкома» и Tele2 числятся в перечне зарегистрированных Роскомнадзором СМИ как «электронные периодические издания»: по закону они обязаны информировать пользователей об изменениях в тарифах через средства массовой информации. При этом у перечисленных компаний велика доля иностранного участия, пишет газета «Коммерсантъ».

Согласно базе данных Роскомнадзора, сотовые операторы не единственные непрофильные владельцы СМИ. Аналогичные лицензии имеют и более десятка негосударственных пенсионных фондов. «Это нужно, чтобы размещать всю информацию, которую фонд обязан раскрывать по закону об НПФ. Например, ежегодный отчёт об инвестировании средств. Регистрация сайта фонда как СМИ позволяет упростить данную процедуру»,— говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнёр» Сергей Околеснов. 

Закон об ограничении владения иностранцами СМИ может коснуться, например, НПФ «Наследие» (контролируется через кипрскую UCP PE Assets Limited), НПФ «КИТ Финанс» (кипрская Waylong Holdings Limited), НПФ «Стальфонд» (кипрская «Ренсетло Инвестментс Лимитед»).

Лицензия СМИ есть у банка «ВТБ 24» (принадлежит ВТБ, 39% которого находятся в свободном обращении). Руководитель пресс-службы банка Артем Бочкарёв объяснил, что сайт банка «по формальным признакам» является СМИ. 

Как СМИ зарегистрирован и российский сайт системы моментальных платежей Qiwi (64,4% торгуются на NASDAQ, остальное принадлежит нескольким иностранным компаниям). В пресс-службе компании, впрочем, уточняют, что сейчас основным сайтом системы является международный Qiwi.com, так что необходимость в российском ресурсе с лицензией СМИ уже отпала.

Кроме того, многие крупнейшие российские компании выступают владельцами лицензий собственных корпоративных СМИ. Например, у ГМК «Норильский никель» (в составе акционеров две зарегистрированные за рубежом компании с долями более 20%) есть одноимённый корпоративный журнал. Управляющий партнёр компании «ЛюдиPeople» (издатель корпоративных СМИ) Владимир Змеющенко считает, что такого рода изданиям ничего не угрожает. «Например, издателем может стать подрядчик — компания, которая создает продукт. Есть множество способов обойти запрет»,— уверен он.

Чтобы информировать о своих услугах, компаниям не обязательно создавать редакции и регистрироваться как СМИ, заявил один из разработчиков законопроекта, депутат Леонид Левин. «Они могут распространять информацию через различные СМИ, рассылая свои пресс-релизы. Но если такая проблема есть — пусть приводят ресурсы в соответствие требованиям нового законодательства. Ничто не мешает сотовой компании оформить российское юридическое лицо»,— считает он. «Надуманной» назвал проблему и один из профильных чиновников. «СМИ, через которое информируют пользователей, необязательно должно быть официальным сайтом компании. Можно оформить его на физическое лицо, или компании могут скинуться и создать общий сайт», – пояснил он.