Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ и ЮЮ

Мудрость в простоте: о системе "Русская классическая школа"

14:18 23.09.2014 | РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ и ЮЮ
Система и методика образования в школе не удовлетворяет многих родителей. И, как показывают результаты выпускных ЕГЭ, не напрасно, поэтому продолжается поиск альтернативных программ обучения. Впрочем, как часто бывает, лучшее – это хорошо забытое старое. По программе екатеринбуржцев «Русская классическая школа», основанной на идее К. Д. Ушинского «принести как можно больше пользы своему Отечеству», успешно использовали 22 школы России, Украины, Казахстана.
Наталья ЛАРИНА летом была участницей семинара «Русская классическая школа». Она продолжает анализировать эту программу.

На русской словесности (современных русском языке и литературе) остановлюсь подробнее. Основным методистом, разработчиком программы "Ушинский и Русская классическая школа" является Ирина Анатольевна Горячева. По ее словам, "К. Д. Ушинский – это Пушкин в педагогике". Она же и познакомила участников семинара с этой программой в области словесности.

Главное в работе с детьми – научить их здравомыслию, т.е. способности мышления через слово. Более века назад Константин Дмитриевич отмечал, что "сейчас в сознании ребенка происходит призрачный хаос понятий и пустое, но раздутое самодовольство". Как похоже на то, что мы имеем сейчас. Действительно, у современных детей не сформирована целостность мышления, они не умеют творчески мыслить. а лишь перерабатывают информацию по заданному алгоритму. У них нет элементарного понятия о прописных истинах, духовных корнях. Они не умеют слушать и слышать, их словарный запас крайне низок, преобладает косноязычие. Можно еще долго перечислять все проблемы современных школьников, но какой же выход? Его предлагают искать не в новых разработках, а в хорошо забытом (к счастью, не всеми) старом.

Подготовительная работа с детьми начинается в дошкольном возрасте. С четырех лет их готовят к обучению чтения и письму. Так как на первом месте стоит работа со звуком, то используются различные формы обучения: артикуляционная зарядка, работа с наглядным материалом (карточки для звуковых заданий, лото с картинками), чтение по догадке. Позже используется буквенное лото, тетради для каллиграфического рисования, рисования по клеткам. Обучение чтению, подготовка к письму начинается с пятилетнего возраста. Используется «Азбука» для детей 5 и 6 лет.

Вся подготовительная работа с дошкольниками плавно перетекает на обучение в школе. Так в «Азбуке» на первых страницах встречаются знакомые задания, где ребенку необходимо по образцу нарисовать в тетради по клеточкам уже не абстрактные узоры, а предметы окружающего мира, быта, строения, насекомых, птиц, зверей. А в завершении – человек как защитник и созидатель предметного мира и природы, т.е. уже с первых страниц у ребенка складывается ясная картина мира, как его создавал Творец. Вообще учебники из «Русской классической школы» отличаются глубиной, которая не видна сразу, особенно непрофессионалу. Все очень просто, даже возникает мысль: а что тут особенного, что отдает стариной? Но чем больше вникаешь, тем более понятным становится, что за внешней простотой формы скрывается глубокое содержание.

Изучение всех букв заканчивается изображением Христа, возносящегося на небеса, благословляющего словами: "Мир вам!" Спаситель как бы лично обращается к маленькому читателю, обещая утешение, Свое незримое присутствие. Тем самым ребенок приобщается к тысячелетней христианской традиции богоискания и педагогически наставляется на этот тернистый путь.

Логику построения «Азбуки» продолжают книги для чтения "Родное слово", но на новом уровне. Учебник разбит на несколько тем: например, "Быт", "Чувства", "Что хорошо и что дурно", "Что мы видим в церкви", и т.д. Главный принцип обучения заключается в том, что знание – плод опыта и сердца, а потом уже рассудка. Даже если ребенок сразу что-то не поймет, он должен дойти до этого опытным путем. В текстах для чтения Ушинский затрагивает, прежде всего, душу ребенка. Присутствуют тексты технического, чувственного характера, а также – с духовной составляющей.

 Большое внимание уделяется обучению осмысленному чтению. Например, прочитали слово "шаг", задается вопрос: "Как вы думаете, сколько шагов от стены до окна?" – "Десять." "А у маленького ребенка?" – "Двадцать". На вопросы учителя дети дают полные ответы. При чтении используются различные формы работы: чтение по одному предложению по очереди, по ролям, разыгрывание (инсценировка).

В 3 и 4 классах используются учебники "Детский мир" в двух частях. Иерархия "человек – животные – растения – минералы" остается незыблемой в 1-м разделе, посвященном природе. Благодаря этому у ребенка складывается четкая картина мира, всякой вещи определяется свое место. В историческом разделе, прежде чем приступить к хронологическому повествованию, Ушинский дает детям земное представление о Родине через описание путешествия детей из города в деревню. Исторические факты заимствованы из "Истории государства Российского" Карамзина, т.к. они написаны красивым простым языком. Также используются хрестоматийные литературные тексты исторической тематики. В 3-ем разделе из географии после знакомства детей со зрительной перспективой описывается земля, а затем изучение гор, морей, рек, стран, городов, народностей. Вторая часть географического раздела – описание путешествия по Волге.

К «Детскому миру» прилагается «Хрестоматия», где собраны произведения русских классиков и переводной зарубежной литературы. Очень интересна такая методическая находка, как ведение «Альбома детских иллюстраций».

При обучении письму используются старинные методики: дети пишут на поверхности с графической сеткой, служащей ориентиром для несформировавшегося глазомера ребенка и поддержкой для его неокрепшей руки. Причем, пишут сначала мелом на разлинованной дощечке, а потом уже в прописях карандашом с тонким грифелем, и так целое полугодие. И только потом используется перо-макалочка, затем – перьевая ручка. С 3-го класса дети пишут автоматической перьевой ручкой с открытым пером, а к 4-му классу дети начинают пользоваться шариковыми ручками, когда уже выработан четкий навык письма. Большое внимание в программе уделяется предварительной работе на поверхности в клетку, формируются навыки ориентации на листе.

Преподавание русского языка происходит в тесном единстве с чтением. Происходит интеграция предметов «Чтение» и «Русский язык» в один – «Словесность». Обучение русскому языку происходит на материалах «Родного слова», «Детского мира» и «Хрестоматии», предварительно прочитанных и осмысленных детьми. Например, детям дается задание выписать названия травоядных, плотоядных животных, а из оставшихся слов выбрать названия мебели. Основными задачами обучения русскому языку ставятся умение списывать, выписывать, контролировать себя (1 класс), а во 2-4 классах большое внимание уделяется работе с текстом, его редактирование. Предусматриваются различные виды письменных работ: диктанты, изложения, сочинения. Особое внимание уделяется наглядным приемам обучения. Еще одна методическая особенность, автором которой является Ушинский, заключается в том, что сначала дети проходят новый материал, а потом на него навешиваются ярлычки (объявляется тема урока).

Благодаря преподаванию по совершенным в художественном и педагогическом смыслах книгам К. Д. Ушинского и благодаря природосообразным методикам преподавания в рамках образовательной системы «Русская классическая школа» происходит целостное развитие личности ребенка, его осмысленное и творческое постижение мира.

Комментирует Протоиерей Сергий Рыбаков,
кандидат физико-математических наук:
Эта методика очень важна и дает хорошие результаты. Формирование этнолингвистического сознания – важнейшая и весьма трудоемкая область деятельности педагога, требующая особой методической грамотности. К. Д. Ушинский показал, каким образом эта деятельность должна осуществляться. Возможно ли применять подходы русской классической школы (т. е. «Педагогику» К.Д. Ушинского) при обучении французских или немецких детей – на повестке дня такой вопрос не стоит. Представляется актуальной совсем иная задача – отказаться от новомодных неоправданных технологий обучения и воспитания, которые калечат души, умы и чувства наших детей, и вернуться к нашей русской педагогической традиции, выстроенной на православном представлении о человеке как образе Божьем.


 
Источник: Газета "Благовест"
Просмотров: 2405

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

02.06.2017 Ход конем: Чем Анна Кузнецова помешала российским родителям?

23.12.2016 Отмена запрета воспитания отложена на 2017 год

22.12.2016 Общественная палата РФ внедряет систему воспитания родителей

15.12.2016 Законопроект об изменении ст. 116 УК получил добро Верховного Суда

13.12.2016 И реклама телефона доверия - не реклама, но и доверие - не доверие

09.12.2016 Закон о запрете воспитания отменяют несмотря на происки ювенальщиков

08.12.2016 «Травматично для ребенка – разлука с родителями, а не физические наказания»

06.12.2016 Ювенальщики перекрасились в «защитников прав детей и семьи»

30.11.2016 Достало ваше «свободное воспитание»! Крик души, адресованный современным родителям

28.11.2016 Ювенальная юстиция. История вопроса

23.11.2016 ПОБЕДА! Неисполнение родительских обязанностей отложили в долгий ящик под давлением...

15.11.2016 Дмитрий Шестаков: «Статью о ненадлежащем воспитании нужно исключить из Уголовного кодекса,...

11.11.2016 Дума отменит «закон о шлепках»

09.11.2016 Москалькова поддержала поправки Мизулиной о наказаниях за семейные побои

08.11.2016 Анна Кузнецова: «В наше правовое поле внедряются чуждые нам понятия, ценности»




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.