СТАТЬИ и КОММЕНТАРИИ Забытая верёвкаЧеловек встроен Господом в историю и без понимания исторического
смысла событий легко становится добычей самых низких политических
страстей. Мой папа инстинктивно чувствовал это и всю жизнь создавал
фотоисторию семьи. Все большие семейные сборы включали в себя
празднично-принудительный ритуал – мы фотографируемся, а потом любуемся
фотодостижениями семьи: вот мы на фоне новой машины, а вот в процессе
поедания шашлыков. Молодежь от фотолетописи шашлыков томилась и
по-хитрому убегала из дома якобы на коллоквиум в университет.
Об исторических корнях нашего рода я знала немногое: по линии отца мы из обрусевших украинцев, переселившихся в Сибирь yжe века назад. Родовая отцовская фамилия Деревянко давно русифицировалась в Деревянкиных, и ничего украинского в нашей семье не было. Правда, мама порой в сердцах говорила папе: – Ну, хохол упрямый!
– Это вы чалдоны, а я русский человек! – отвечал боевито папа. Но один случай перевернул его сознание. Однажды папа пошел на перекличку очередников, стоявших за дефицитом по списку. И, когда выкликнули его фамилию, кто-то крикнул в толпе: – Гей, Деревянко, выдь сюда!
Папа вышел и обомлел при виде генетического чуда – перед ним стоял его, казалось, брат-близнец, и они смотрели друг на друга, как в зеркало. А «близнец» уже восторженно кричал кому-то: – Гей, Грицько, Опанас, побачьте – нашего Деревянку нашел!
Как понимается теперь, папа был человеком внутренне одиноким, но в объятиях этих Грицько и Опанасов вдруг растаяло его сердце. Папа у нас даже пива не пьет, но теперь он сидел на траве с новоявленными братьями и поднимал с ними тосты за щиру ридну Украину и, ура, «самостийную». «Самостийники» тискали папу в объятьях и от всего сердца жалели его: – Сашко, родной ты наш Деревянко! Да як же ты в пленение к москалям попав? В общем, дома потом папа смущенно объявил:
– Я, кх-м, украинец.
– Так и знала – хохол! – ахнула мама.
– Папа, – спросила я, – а ты хоть слово по-украински знаешь?
– Знаю. Кот это «кит». Мнe главное разобраться, да как же я к москалям попал? С папой не соскучишься. Но на моей родине в Сибири так много обрусевших украинцев, будто свершилось некогда великое переселение народов. Особенно это бросается в глаза, когда едешь на машине по Южному Забайкалью, где тянутся вдоль трассы сибирские села с глухими высокими заборами из бревен и массивными воротами под кабаном. И вдруг возникнут на пути веселые селенья чисто украинского вида – беленые хатки с мальвами в палисаднике. На обед в такой хатке вам подадут галушки в сметане, вареники с вишнями и знаменитый украинский борщ. По словам этнографов, национальность дольше всего сохраняется в пристрастии к национальной кухне. Но украинского языка в этих хатках не знают, считают себя русскими, а на вопрос, можно войти, отвечают чисто по-сибирски: «Ну!» Тайна сибирских украинцев не давала мне покоя. Ведь не побегут же люди добровольно с родины в Сибирь. Но о причинах исторической трагедии, обусловившей массовый исход с Украины, нынешние потомки переселенцев смутно помнили одно: – Из-за веревки ушли.
Мол, напали на Украину некие захватчики и вешали в колодцах на веревке детей. – Кто вешал? – спрашиваю.
– Фашисты.
Такие объяснения да еще со ссылкой на фашистский рейх казались недостоверными, тем более, что демографическая статистика свидетельствует – полная утрата языка происходит лишь в третьем-четвертом поколении переселенцев, а, стало быть, исход с Украины свершился минимум три века назад. Словом, я считала байки про веревку местным фольклором, пока этнограф с Украины не пояснил: рассказы про веревку – историческая правда, и при насильственном обращении украинцев в унию был действительно массовый исход. Обращали же в унию так. Спускали на веревке в колодец младенца и ставили родителям условие: или они принимают унию, или ребенка утопят. Украинцы в вере народ горячий и готовы были за православие насмерть стоять. Но одно дело – самому принять мученический венец, и совсем другое дело – мученичество ребенка. Вот тогда и побежали украинцы в Сибирь. Здесь они забыли родной язык, позабыв потом веру отцов, и запомнили только веревку, на которой захватчики вешали детей. А мне вспоминается, как умирал мой папа и даже перед смертью, приникнув к транзистору, слушал новости с Украины. Ни кровиночки уже в лице, а все печалится о своей милой родине: – У нас на Украине опять плохо.
– Да, – говорю, – вот опять униаты...
– Детский подход! – перебивает папа, кадровый военный и подполковник в отставке, по-своему четко понимавший расстановку сил. – Униаты, демократы, аты-баты – это всего лишь камуфляж для агрессии, а люди с родины опять побегут. С Украины тогда действительно бежало немало народа. Уезжали на заработки в Россию или семьями переселялись сюда. Помню, как приехал в Оптину пустынь автобус паломников с Украины во главе с протоиереем Александром. Из какой они были епархии, не знаю. Но запомнилась проповедь отца Александра, в которой он рассказывал о том, что замалчивалось в газетах: – Нас убивают за православную веру, внедряя унию, и мы приехали сюда укрепиться, чтобы принять, если надо, мученичество за Христа. В соборе стояла звенящая тишина, а батюшка рассказывал, как захватывают православные храмы. К церкви подъежают автобусы с пьяными автоматчиками, и те врываются в храм, круша прикладами ребра священнику с прихожанами. Алтарь они обязательно оскверняют, справляя здесь нужду или загасив сигареты о престол. Проповедник называл имена священников, убитых в алтаре или скончавшихся потом в больнице от ран. Семинарию же, рассказывал батюшка, громили так – хватали за руки, за ноги семинаристов и, раскачав, выбрасывали со второго этажа спинами об асфальт. А потом начался штурм епархиального дома. Молодого священника, преградившего вход к владыке, выволокли во двор и забили насмерть. Как же отчаянно кричала мать священника, пытаясь прикрыть сына своим телом! – Мы позвонили в милицию, умоляя предотвратить убийство, – рассказывал отец Александр. – А из милиции с хохотом отвечают: «Вот когда убьют, приедем полюбоваться на труп». Не желая напрасных жертв, владыка хотел выйти к погромщикам. Но верующие стеной преградили дорогу: – Владыко, убьют пастыря – рассеются овцы.
Забаррикадировавшись в комнате верхнего этажа, они молились вместе с владыкой. Автоматчики уже крушили прикладами дверь, когда одна женщина сказала: – Владыко, у меня есть молитва преподобному Амвросию Оптинскому. Благословите читать. Они опустились на колени, умоляя о помощи преподобного Амвросия Оптинского. И вдруг удивились – за дверью была тишина. Они выглянули в окно и увидели, как автоматчики, будто гонимые страхом, в панике бегут к автобусу. Один споткнулся, рассыпав доллары. А приглядевшись, они увидели, как и другие на бегу рассовывают доллары по карманам. – Вот почему, – закончил свою проповедь отец Александр, – мы приехали к мощам преподобного Амвросия Оптинского, заступника и защитника православных христиан. После проповеди ко мне подошла одна из прихожанок отца Александра. Подала сверток с рушником и варежками и сказала по-украински певуче: – Прими, будь ласка, на помин души.
– А кого поминать?
– Да меня – Марию.
– Как тебя? Ты ведь живая.
– Да убивают же нас за Христа. Вдруг всех забьют, а ты помянешь. Шел 1992 год. Готовилась к смерти украинка Мария, и по-сибирски спокойно умирал в больнице мой папа. Перед смертью он надел на себя православный крест и сказал, улыбнувшись по-детски: – Вот освятился верой отцов.
После смерти папы я машинально продолжала выполнять данное им некогда
поручение – вырезать для него из газет материалы об Украине. Как же
горько мне было от этих вырезок, где превозносилась уния – от века
«истинная», «исконная» вера украинцев. Что ни издание, то многоголосый,
хорошо оплаченный крик: «Свободу униатам!» А про веревку забыли. Почему мы все забываем? Нина ПАВЛОВА Источник: Просмотров: 1244
|
Другие новости из рубрики 26.06.2019 ЧТО ПОЧИТАТЬ ДЕТЯМ? 18.01.2018 «ПОСЛЕДНИЙ» БОГАТЫРЬ? НЕТ, НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЁ БОГАТЫРИ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ! 28.12.2016 «Закрылки, с...! Командир, падаем!» 27.12.2016 Никита Михалков: Пастернака прочёл, мнение имею 27.12.2016 Итоги года: антиглобалистская революция 22.12.2016 «Это служение такое же, как на войне» 21.12.2016 В 41-ом Бильжо бы расстреляли 20.12.2016 Священник Димитрий Шишкин. Доброе единодушие 20.12.2016 «Аллах Акбар!» – кричит глобальная элита! 19.12.2016 Вымысел и обман. Епископ Тихон о фильме "Матильда" 19.12.2016 Героизм русского народа не дает покоя лжецам? 19.12.2016 Зоя Космодемьянская и другие 16.12.2016 Покончит ли Трамп с «денежным коммунизмом»? 15.12.2016 Евгений Спицын - о заявлениях Бильжо: Русофобия стала психической болезнью 13.12.2016 Чем бы западные СМИ не тешились… Подписка на новости |
© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
|