Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ и ЮЮ

ЕГЭ: нравственный костыль и поколение «Лунтика»

10:40 04.09.2014 | РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ и ЮЮ

Статья рязанской журналистки и многодетной мамы, матушки Елены ФЕТИСОВОЙ была написана 2 года назад, однако не потеряла своей актуальности.

Педагоги и журналисты так глубоко, доказательно и с такой болью критикуют введение Единого государственного экзамена, что все кажется – речь о неком недавно народившемся, недолгом образовательном эксперименте. Свежи воспоминания, как пугали нас ЕГЭ в старших классах, и как мы, выпускники, были рады, когда стало окончательно ясно, что наша параллель еще будет сдавать «нормальное сочинение». Впрочем… школу-то я окончила лет 10 или 11 назад – а за это время в действительности может отучиться в школе целое поколение, поколение ЕГЭ.

А лет, получается, семь или восемь назад мне довелось-таки сдавать ЕГЭ по русскому. Можно бы, исходя из личного опыта, вновь поговорить о примитивности данной экзаменационной системы, прибавив свой голос к общей критике, пожурить лишний раз государственных мужей за развал школьного образования, но… 

Но хочется взять небольшую паузу и посмотреть сначала не на поколение ЕГЭ, а на критикующих. Это в основном поколение тех, кто еще нам в девятом, пятом и даже первом классе ставил пятерки или заслуженные двойки, и чьи имена мы вспоминаем с любовью. Это педагоги, всю жизнь честно проработавшие по проверенной формуле образование=обучение+воспитание. Это люди, все еще верящие в свое призвание сеять разумное-доброе, а не только полезное в период аттестации. Во времена, когда они учились в институте, даже ленивый студент, решивший «содрать» курсовую, бывал вынужден самостоятельно ее переписывать, а значит хоть как-то осваивать.

И им, педагогам старой закалки, наверное,  все еще трудно понять, как современная молодая учительница, которую «добавила в друзья» вся параллель, может вывешивать на своей интернет-страничке не перегруженные одеждой фотографии.

С позиции учителя, добросовестно и творчески ищущего пути развития и воспитания учеников, ЕГЭ – это, конечно, кладбище мысли. А для юной учительницы физики, которая на уроке (это реальный пример) подпиливает ногти, листает журнал и рассказывает кулинарные рецепты, угроза провала классом ЕГЭ – повод хотя бы немного пошевелиться или с чистой совестью уйти работать «менеджером» в магазин одежды.

Нет, я не считаю это аргументом в пользу единого экзамена: попытки заменить личную ответственность и совесть унификацией все равно не метод и не оправдание для ломки образовательной системы.

Но хочется посмотреть на проблему ЕГЭ не только с позиции хорошего педагога постольку, поскольку не все педагоги равно хороши, и это не критика, а лишь констатация факта.

В школе становится все больше случайных кадров – вчерашних студентов, поднаторевших в «скачивании» не только курсовых, но и диплома, коротающих время в поисках нормальной работы. Ни в коем случае не хочу обобщать, знаю достаточно молодых педагогов, по призванию и чувству долга работающих в школах и детских домах, однако и от учителей, и от родителей наслышана и об иных примерах.

Нормальность работы – это отдельная тема. Однажды, сравнивая в частном разговоре школы, услышала удивительный аргумент за одну, считающуюся «сильной», гимназию. «Там, — сказали мне, — учителя еще хотя бы чувствуют себя людьми, а не затюканными тетками в обносках». И я сразу вспомнила рассказ своего ровесника о недавнем посещении им родной школы в учебное время. Он послушал, как ведет урок одна из лучших в его детстве учительниц – и поразился новыми, совершенно истерическими интонациями в ее голосе, а позже увидел, как она же делает объявление в спортзале отчаянным фальцетом, привычно не надеясь и не пытаясь остановить говор и смех учеников.

В этой реке унижения профессии много притоков. И действительно незавидное материальное положение учителя, и высокомерие учеников, которые знают от родителей, что «ни один идиот за такую зарплату…», и прелести подросткового возраста, усиленные телевизором, разводом родителей и вечными размолвками с вечно работающей мамой-одиночкой. И, конечно, позиция родителей, которые уже усвоили понятие образовательной услуги: «учителя – слуги».

Раньше вызов в школу был стрессом для родителя, а сегодня для педагога, ибо все чаще разыгрывается сценарий, по которому взвинченная мамаша в грубой форме поясняет учителю, что если сынок послал его матом – значит, учить надо лучше. Те учителя, кому повезло с профилем, еще могут как-то прикрыться ЕГЭ: плюйте, мол, на учителя – провалите экзамен или потратитесь на репетиторов. Хотя и сам ЕГЭ усугубляет это восприятие личности педагога на уровне грузчика: загрузил ребенку голову компактным контейнером знаний – отходи, не мешай другим.

Есть еще трудности восприятия учебного материала у самих учеников, то самое клиповое сознание, и нелюбовь к книге. Но тестовая система лишь закрепляет эти проблемы, а порождаются они в семье, еще до школы. Для ребенка, с двух лет оглушаемого эмоциональной, звуковой и цветовой насыщенностью современных мультфильмов, аттракционов, игр, книга сказок совершенно безвкусна, даже если сделана по последней моде – квакает, крякает, поет и фосфорицирует. Что уж потом говорить о школьном учебнике. А ведь как заманчиво – включить мультик и он заткнется на полчаса.

Одна мама в песочнице жаловалась, что не смогла пойти в гости, так как ребенка двух лет оставить не с кем, а портативный DVD сломался. Где связь? А просто ребенок вне дома в закрытом помещении всегда смотрит «Лунтика», а иначе всех достает.

И вот поколение, скачивающее «курсачи», придет обучать поколение «Лунтика». А их общий язык – ЕГЭ… ЕГЭ – лишь система подпорок, костыль на случай нравственной хромоты педагогов, чиновников или родителей. Система понятней и проще для нашей греховности, чем свобода, как проще выбрать вариант ответа, а не свободно рассуждать о том, почему Татьяна отказала Онегину. Боюсь даже, что немалое число школьников, а то и учителей, станет нынче искать вариант «потому что дура».

Что ж, раздавать костыли государству дешевле, чем лечить, а новый образовательный стандарт показал, что и нет таких планов – лечить. Хромайте дальше, система ЕГЭ поддержит. Но хотя бы для тех, кто не боится свободы и хочет учить не бояться других – хорошо бы свобода оставалась. Не в паре вузов на страну, а хотя бы в пятерке сильных школ на город, которые имели бы возможность работать по своим программам, а результат их аттестации конвертировался бы для вуза в баллы ЕГЭ.

Источник: foma.ru
Просмотров: 1408

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

02.06.2017 Ход конем: Чем Анна Кузнецова помешала российским родителям?

23.12.2016 Отмена запрета воспитания отложена на 2017 год

22.12.2016 Общественная палата РФ внедряет систему воспитания родителей

15.12.2016 Законопроект об изменении ст. 116 УК получил добро Верховного Суда

13.12.2016 И реклама телефона доверия - не реклама, но и доверие - не доверие

09.12.2016 Закон о запрете воспитания отменяют несмотря на происки ювенальщиков

08.12.2016 «Травматично для ребенка – разлука с родителями, а не физические наказания»

06.12.2016 Ювенальщики перекрасились в «защитников прав детей и семьи»

30.11.2016 Достало ваше «свободное воспитание»! Крик души, адресованный современным родителям

28.11.2016 Ювенальная юстиция. История вопроса

23.11.2016 ПОБЕДА! Неисполнение родительских обязанностей отложили в долгий ящик под давлением...

15.11.2016 Дмитрий Шестаков: «Статью о ненадлежащем воспитании нужно исключить из Уголовного кодекса,...

11.11.2016 Дума отменит «закон о шлепках»

09.11.2016 Москалькова поддержала поправки Мизулиной о наказаниях за семейные побои

08.11.2016 Анна Кузнецова: «В наше правовое поле внедряются чуждые нам понятия, ценности»




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.