Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


КУЛЬТУРА

«Мы на фронте информационной войны, но забываем об этом»

18:06 30.01.2014 | КУЛЬТУРА
Как сообщалось, 28 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в Рождественских парламентских встречах, которые прошли в Совете Федерации ФС РФ. В конце заседания Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы, поступившие из зала. Отвечая на вопрос «Что могут и должны совместно делать российские законодатели, Русская Православная Церковь, представители традиционных религий для защиты и укрепления семейных ценностей?», Святейший Патриарх, в частности, сказал:

«Чтобы формировались семейные ценности, очень важно правильно артикулировать и эффективно доносить до сознания, в первую очередь молодежи, те идеалы, на которых зиждется семья. Мы не проводили формально исследования (информации в отечественных СМИ - РНЛ), но, опираясь на многие источники, имеем некое представление о количественном соотношении между той информацией, которая формирует идеалы, и информацией, которая эти идеалы разрушает. Не побоюсь сказать: если очень внимательно все посмотреть, максимум 20% работает на наши идеалы, а 80% либо нейтральны, либо имплицитно содержат идеи, которые эти идеалы разрушают.

Если у нас все так и будет продолжаться, если культурное пространство не будет наполнено этими идеалами, то нам ничего не удастся сделать. Внимание Церкви, общества, государственных институтов должно быть сегодня направлено на то, чтобы правильным, не набивающим оскомину, в хорошем смысле слова интеллигентным языком формулировались те ценности, которые определяют нравственное начало в человеке, которые скрепляют семью, которые скрепляют общественные отношения в рамках страны, — с тем, чтобы они становились доминирующими.

У нас нет положительного современного героя, а ведь без положительного героя не существует литературы. Все мы в школе учились, все писали характеристики положительных героев, все мы знаем, что это такое. На положительном герое сформирована психология нации, ее мироощущение. Что такое жития святых? Это описания положительных героев в древнерусской литературе. Что такое классическая литература? Формируясь в категориях культуры XVIII-XIX столетий, она базируется на том историческом пласте, который определили жития святых. Даже в советский период герой оставался тем же самым с нравственной точки зрения. Конечно, Бога убрали, добавили какие-то идеологические моменты, но с точки зрения нравственной, вне зависимости от идеологической ориентации, это был тот же самый положительный герой. Сейчас его нет.

А на чем же мы будем воспитывать? У нас много фильмов о хорошей семье, о жертвенной любви супругов? Есть положительный герой, который не бросает жену, которая в результате автомобильной аварии стала инвалидом? Нет такого героя, его вообще не существует. "Бери от жизни все!" А если "бери от жизни все", значит, живи по закону плоти. Тогда какая семья? — мы лишь проливаем крокодиловы слезы.

Это вопрос к нашему обществу. Это вопрос к нашей информационной и культурной политике. Без формирования положительных ценностей в огромном информационном пространстве, в потоке, который сегодня обрушивается на нашего человека, мы не справимся с этими задачами. Здесь нам необходимо объединять усилия и приглашать к сотрудничеству как можно больше людей, в том числе представителей культуры — режиссеров, актеров. Среди них большое количество людей, которые мыслят так же, как и мы с вами. Но, зажатые в прокрустовом ложе коммерческого кинематографа и коммерческих постановок, люди просто зарабатывают на хлеб насущный. Важно, чтобы весь этот духовный, культурный потенциал нации сегодня работал на формирование высоких нравственных чувств в нашем народе».

Regions.ru напоминает, что в советское время образ современного положительного героя был важной темой информационной политики. Его не только требовали с писателей, художников и кинематографистов, но и активно искали в жизни и в недавней истории. Отсюда книги и фильмы о героях войны, культ челюскинцев, стахановцев, пионеров-героев, первых космонавтов и т.п. В наше время пресса «раскручивает» главным образом персонажей скандальных историй – вроде пресловутых «панк-феминисток».

«Как бы вы прокомментировали слова Патриарха Кирилла? Встречались ли вам в послесоветском искусстве произведения (книги, фильмы), которые несли бы положительный идеал? Видите ли вы в наши дни людей, способных стать примером для наших современников, образы которых следовало бы пропагандировать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что в первую очередь на всех влияет телевидение, где нет ничего хорошего, - сплошной «Дом-2» и подобные программы.

«Ни одна из передач не только не предлагает положительных образцов, но даже просто не исходит из нормальных нравственных понятий. Никто не скрывает, что телевидение - это рыночное предприятие, и цель его - приносить доход. В этих условиях, конечно, невозможно воспитание нравственности, патриотизма. Но одновременно с этим стали доступны идеалы, которые раскрывает для нас Церковь. Например, в Муром не только в День любви, семьи и верности, а каждый день приезжают паломники к мощам Петра и Февронии. И в маленьком российском провинциальном городке этот поток не прекращается, а только возрастает. Значит, идеалы семьи востребованы! Россию учили нравственности не только Петр и Феврония, но и многие другие святые. Святые угодники в монашеском чине прославляли и укрепляли семью как благословенное Божье установление. Сергий Радонежский, например, явно проявляет ревность об укреплении семьи – это видно из жития. Так что сейчас большая ответственность на Церкви, которая восполняет то, что не дорабатывают СМИ. Хочется, чтобы слова патриарха были восприняты как призыв для работников СМИ, еще не потерявших свою совесть. Кстати, молодые люди не так уж редко сегодня идут против течения - принимают крещение, венчаются и вообще ведут образ жизни, совершено противоположный тому, который пропагандируется в многочисленных телесериалах. Многие демонстративно вообще отказываются от телевизора, особенно семьи, где есть дети, чтобы воспитывать их без влияния телевидения. Люди интуитивно стремятся к нравственному здоровью. Так что наша задача - в меру сил способствовать воспитанию у нашего подрастающего поколения и молодежи почитания брака и семейной жизни, на которой держится любое общество, а наше тем более», - подчеркнул священник.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что жития святых, как правило, повествуют о реальных людях, которые жили по евангельским заповедям.

«Такая возможность есть и у современных людей. Я знаю людей, которые стараются жить по-христиански, но они не становятся героями литературных произведений или фильмов. Вера не первое столетие в кризисе. Это связано с отделением культуры от Церкви, с разрушением органичного христианского миропонимания. Что же до произведений…У творческого человека иная, чем, скажем, у обычного христианина, система духовных ценностей. А христианин может прожить свою жизнь вполне достойно, но его не заметят те, кто ищет героев для фильмов или романов», - заключил священник.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, подчеркнул, что герои в искусстве и литературе, конечно, нужны.

«Но надо помнить, что само искусство, - литература, театр, кино - в принципе зиждутся на конфликтах. С другой стороны, мы как христиане должны понимать: героизм должен быть нормой нашей жизни. Вполне возможно поступать хорошо, жить честно, прийти на помощь нуждающемуся, может быть, пожертвовать собой или чем-то и идти на риск. Да, мы все чаще сталкиваемся с потребительским отношением к жизни. Молодой человек может сегодня за меня воевать, а потом на другую сторону перейдет, потому что ему так выгоднее. Никак нельзя сказать, что у молодежи совсем отсутствуют понятия добра, зла и совести, но зачастую она стыдится этого, - как бы друзья не засмеяли. Цинизм принят среди современной молодежи, и с этим нам приходится бороться. Нам нужны хорошие образы, чтобы преодолевать цинизм. Конечно, не мне учить, как писать книги и снимать кино. Просто пусть это будет хорошее кино, а не "чернуха"», - подчеркнул священник.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что «мы на фронте информационной войны, но забываем об этом, - отсюда полная растерянность и отчаяние».

«Надо помнить, что идет борьба, столкновение интересов, нравственных ценностей, геополитическое воздействие на наш народ, на нашу страну, чтобы причинить ей максимальный вред. Тогда мы по-другому все оценим и унывать не будем. То есть одна и та же реальность в зависимости от нашей оценки становится или катастрофой или чем-то естественным в условиях военных действий. Да, современные писатели, кинематографисты и впрямь в большинстве или обладают слабыми способностями, или прямо содействуют противнику. Есть и противоположные примеры – литературная премия патриарха, православные фестивали кино, но их очень мало. Мы живем в условиях информационного избытка. И хотя этот избыток в значительной мере состоит из информационного мусора, он не должен нам мешать воспринимать те ценности, которые нам даны. Вот изобрели в XV веке печатный станок, но помимо Священного Писания и других сокровищ мировой литературы уже издано колоссальное количество гнуси и мусора. Но мы же понимаем: из мусора надо извлекать жемчужину. Среди нынешних авторов отмечу лауреатов патриаршей премии: прекрасного писателя Виктора Николаева, его однофамилицу Олесю Николаеву, отца Тихона (Шевкунова), чьи книги неожиданно стали очень популярны», - заключил отец Макарий.
Источник: Русская народная линия
Просмотров: 1722

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики



Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.