Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


В РЕГИОНЕ

Проф. Всеволод Троицкий о преподавании русской словесности

16:26 02.12.2013 | В РЕГИОНЕ
Преподавание русской словесности в современной школе как научно-педагогическая проблема и задача гражданского служения

Доклад Всеволода Троицкого на ХХIII конференции «Филология и школа» в ИМЛИ РАН

1
Тяжелое состояние отечественного образования не даёт нам права на иллюзии. Тем более - недопустимо терять присутствие духа и чувство ответственности в служении нашему делу. Мы обязаны трудиться во имя будущего восстановления отечественной школы как школы самостоятельной державы, а не учебного заведения колониального уровня.

Школа, изувеченная реформами, ещё пытается показать, что она исполняет задачу, которая в целом уже ей не по силам. В этом стремлении - её основное служение сегодня. Уровень знаний значительной части учащихся, уровень их культуры ниже допустимого. Это спровоцировано проводимой «сверху» колониальной политикой в образовании. Такое положение влияет и на работу учительства. «Сверху» ему сегодня больше мешают, чем помогают, то навязывая неучительские обязанности, то предлагая новые, зачатую неполезные программы.

Доля нашей вины в недостатке ответственного служения. Замыслы разрушения публиковались, а «научное сообщество» - молчало. И мы (в целом) - на развалинах школы, поражённой язвами вредных новаций, несомненными признаками падения знаний и культуры, школы, по стогнам которой прошёл огонь разрушительных реформ, тайно и явно финансируемых «закулисой». Неприкрытое системное разрушение нормального образования, которое не останавливают никакие здравые возражения, - факт нашего времени. Это разрушение, надо полагать, оплачено огромными миллиардами долларов.

Реформы знаменуют переход на дрессировку вместо обучения, на привитие слепого повиновения вместо утверждения человеческого достоинства и воспитания созидательного служения народу и государству...

Всему этому немало причин в нашем прошлом. Мы позволяли растлевать нашу жизнь спорами о бесспорном и отравлять наше сознание ложным затуманиванием слов. Мы опустошали совесть, прилюдно оправдывая злые дела, даже - преступления. И совесть как естественное внутреннее чувство нормального человека, как свойство неповреждённого человеческого духа, как устойчивое внутреннее стояние в нравственном поведении, как препятствие помыслить или поступить греховно, то есть безнравственно, нечестно - по отношению к Богу (нарушение Заповедей), к ближнему, к обществу, к самому себе, к Природе (Божьему миру) - исчезала. Мы забывали, что слово совесть связано со словом весть, а это значит, что она нечто, данное человеку.

Согласно православному миропониманию, совесть - глас Божий, призывающий человека ощутить своё достоинство, отвратиться от зла и вернуться к нормам человеческой жизни, а значит, к служению, к Истине, к высокому, святому.

К служению - как к добровольному, самоотверженному, убеждённому и бескорыстному исполнению взятых человеком обязанностей или обязательств перед кем-то, основанных на представлении о долге, в сокровенном согласии с в понятым смыслом жизни. Иные забывали разницу между понятиями служить и пойти в услужение, отслуживать, прислуживаться и проч. Идущий в услужение «отрабатывает», вступает в сделку; такое «служение» карикатурно и должно быть причислено к грехам и преступлениям.

Истинное служение - дело чести, то есть достоинства, присущего сложившейся личности (см.), утверждающей себя постоянством нравственного поведения в человеческом звании; обладанием твёрдостью и неизменностью высоких духовно-нравственных принципов, поступков и скромной сдержанностью в самооценке.

Приведу любимый пример. Всемирно известный хирург Н.Н. Бурденко оканчивал Дерптский университет с отличием и мечтал продолжить обучение при кафедре Было выделено одно место. Одновременно с Николаем Ниловичем с отличием же окончил университет по той же кафедре племянник ректора университета, барона Цёге фон Мантёйфеля. «Я понял, что надеяться не на что, и стал собирать вещи», - рассказывал Н.Н. Бурденко. Вдруг к нему прибегают друзья: «Коля, тебя оставили при кафедре». Тот не верит ушам, бежит в университет. На доске объявлений приказ: «Оставить для приготовления к профессорскому званию лекаря Н.Н. Бурденко».

К ректору с требованием отменить решение в пользу своего пришла делегация остзейских дворян. Ректор вышел в приёмную... Хор негодований встретил его. Ректор поднял руку. Воцарилось молчание. «Господа, - произнёс он, - у вас есть честь?» Тут уж возник не шум, а шквал возмущения... «Сам вопрос - кощунство!» - закричал кто-то... Ректор дождался тишины. «Господа, - сказал он, - у меня тоже есть честь. Семинарист (Бурденко окончил семинарию - В.Т.) вот на столько (он показал расстояние двумя пальцами), но выше, и я - ничего не могу сделать. Честь имею...». Все молча покинули приёмную.

2
В 1992 г. министр Э Днепров в докладе на Международной конференции по образованию, заявил, что планируется реформирование, в котором (цитирую!) «введение инновации - становится предметом систематической и целенаправленной деятельности, а сами инновации выступают как ведущий фактор развития образования», и пояснял: необходимо (цитирую!) «пробуждение...субъективности в каждом участнике образовательного процесса», «устранение государственной монополии на образование и превращение школы из госучреждения в социальный институт»[1] (то есть по смыслу сказанного - в институт социальной неразберихи, по пословице кто в лес, кто по дрова - В.Т.). Было официально заявлено также о «смене менталитета общества через школу». Но менталитет, то есть образ мыслей и чувств нации, создаётся веками.

За этими словами обозначался - планируемый разнобой в преподавании основ знаний, разрушение единого образовательного пространства, распространение разноречивых взглядов на безусловное, очевидное и однозначное, намерение разрушить национальное самосознание. То есть насаждение в школах России многообразия, уводящего от Истины и нормы, наконец духовное уничтожение самобытного народа. Однако никто не предложил министру отдохнуть или полечиться.

«Реформаторы» исходят не из научных представлений. Так, министр В.М.Филиппов высказал невероятную для нормального человека мысль: мы, мол, будем опираться (цитирую!) не на знания «профессионалов, пусть даже самой высокой квалификации», а на мнение масс. Каких масс и как будут установлены эти мнения объяснено не было...Зато министр признал, что реформирование проводится под руководством «закулисы» и раз в 4-е года программу ЕГЭ будут задавать иностранцы.

Министр А.А.Фурсенко подтвердил колониальную направленность нашего образования и его противоположность задачам школы независимой державы. Он заявил: «...Основная школа у нас провалена» (Комсомольская правда, 22.08.2011. с.2), а выпускник школы «не должен рассуждать, он должен делать то, чему его научили для получения конкретного результата»[2] (я процитировал мракобесные слова министра, которые, несомненно, «войдут в века»!)

Из руководящих министерских документов перед утверждением были изъяты такие установки: «Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства». Были удалены предложения о духовно-нравственных требованиях современности, оказались вычеркнутыми сведения об убогом финансировании образовательных учреждений и предложения о необходимости увеличения финансирования образования (с 3,5% до 4,5% ВВП) и др.

Из проекта закона исчезла установка: «... при разработке минимальных социальных стандартов особое внимание уделить вопросам, связанным с обеспечением конституционных прав граждан на получение бесплатного образования...» и т.д. Был снят абзац, определяющий существо школьного дела: «Основная цель общего среднего образования - подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни...»

Образовательная политика в России изменилась: от образования, присущего независимой стране, к образованию - колониального уровня и типа. Можно не сомневаться, что убийственные результаты этих изменений обнаружатся, когда со сцены сойдут поколения, получившие полноценное образование в учебных заведениях России ХХ века.

3           
К чему же (в нашей сфере) привели школу в ХХI веке?
Реформы последовательно ухудшали освоение родного слова. Ныне преподавание языка подменено формальным и механическим ознакомлением с основами орфографии и пунктуации. В рамках программы школьники лишены возможности познавать богатство содержания и смыслов русской речи. За формализацией обучения и тестово-дрессировочными методами «освоения» родного языка - следует естественная скука и нелюбовь к родному слову. Чиновники от образования стараются, чтобы так и было. Из прежних стандартов средней школы выброшены, например, такие разделы (вникните только!): «Богатство, красота, выразительность русского языка», «Роль церковнославянского языка в развитии русского языка», «Однокоренные слова», «Этимологические словари русского языка», «Основные толковые словари русского языка», «Принципы русской орфографии», «Орфографические словари» и проч.

Школу лишили основной творческой формы испытания (на практике - обучения) родному слову - сочинения.

«Реформаторы» постарались максимально сократить входящие в стандарты тексты писателей, наиболее важных для овладения богатством родной речи - И.А.Крылова, А.С.Грибоедова, А.Н. Майкова и др.

В иных учебниках по русскому языку встречается материал «тормозящего» характера: ученикам сообщается то, что они знают с дошкольного возраста и задаются нелепые «тестовые» вопросы, многие из которых напоминают вопросы¸ обращённые к детям недоразвитым, умственно отсталым. «Методика расхолаживания», приводящая к скуке и отупению, вырабатывает отвращение к учению. Всё это согласуется с целью «снижения интеллекта», преследуемой теми, кто внедряет принципы колониальной школы.

Вредительское, антинаучное сокращение программ по филологическим дисциплинам, уменьшение часов на их изучение завершилось соединением двух школьных предметов, русского языка и литературы, «в одно». Это продемонстрировало и неграмотность «реформаторов»-разрушителей. Две «соединённые» дисциплины имеют разные предметы изучения. Понять это может всякий филологически образованный человек.

СМИ осуществляют, свидетельствуют учёные (цитирую материалы Международного симпозиума по психолингвистике!), - «целенаправленное внедрение новых моделей межгрупповых и межличностных отношений, конструирование чужих стереотипов поведения. Массовое тиражирование ошибок, разрушающих норму устной и письменной речи, формирует негативное отношение не только к языковой норме, но и к социальной норме вообще», а «с искажением языковой нормы искажаются и познавательные модели, что ведёт к деформации сознания индивида»[3] (выделено мной - В.Т).

Большая часть молодёжи (в том числе учащейся) уже не владеет русским языком на культурообеспечивающем уровне.

Среди заметной части школьников обнаружена - хроническая недостаточность лексики для выражения нормального восприятия окружающего и внутреннего мира человека. Это языковая предпосылка оскотинивания. Страдающие таким недугом не умеют обозначить словом, что они чувствуют; они могут указать только два состояния: «комфортно» или «некомфортно», затрудняясь в передаче понятий, относящихся к духовной сфере.

У многих нынешних выпускников школ атрофированы память и мышление. Они не умеют держать в сознании больше одного элемента мысли («однобайтовая память»), а потому и не могут нормально думать, ибо мышление состоит в логическом связывании различных элементов мысли.

Преподаватель факультета журналистики МГУ несколько лет назад так оценивал положение (цитирую МК, 03.11.2009): «По сути дела в этом году, - мы набрали инопланетян,...они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. А это значит, что мы идём к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне». Не лучше обстоит дело с формальной грамотностью. Диктанты в московских школах дают (по представленным мне учителями 3-х московских школ прошлогодним сведениям) до 47 -70 % двоек. Примеры можно умножить...
 
Характерным признаком упадка в образовании стало широчайшее распространение в книгах по педагогическим наукам псевдонаучного стиля. Такой стиль свидетельствует о научной и культурной неполноценности авторов. 2 - 3 примера языковых уродств из педагогических книг: «вербальный и кинетический имидж коммуникативного портрета специалиста», «модель профессиональной активно вербальной коммуникации», «моделирование интегративно-креативного стиля педагога» и т.п. Вот ответ пишущим так бесстыдникам - в переводе на их язык: «субъектные вербальные конструкции интолерантны вследствие девиации корректной перцепции».

Уродование сознания усугубляется потерей способности современных школьников воспринимать исторические корни слов и усваивавшийся ранее в школьном возрасте ореол смыслов, восходящих к историческим корням слов. Слово, несущее аромат времени, превращается в созданный "информационной атмосферой" прагматически-узкий смысловой сигнал. На языковом уровне происходит утрата исторического ощущения мира.

Из-за снижения культуры языковой среды и убогого содержания школьных программ по языку - владение речью «среднего» школьника не достигает уровня, необходимого для должного понимания художественных текстов. Образы, не обогащенные в сознании историческими реалиями, блекнут, примитивизируются, предстают обеднёнными, обделёнными опытом и не соответствующими авторским представлениям, замыслу и воплощению. Между читателем и литературой возникает языковой барьер...

Но главное - повреждение сознания учащихся, нарушение в нём внутренней иерархии ценностей, то есть не только грамотной речи, но и костяка традиционной культуры. Здесь определяющую роль играет информационная среда России, никак не защищённая от подрывных действий.

Происходит постепенная подмена нормативных слов. понятий, представлений, а затем и жизненных ориентиров и норм, соответствующих здоровой жизнедеятельности человека и народа. Новые определения, имея видимость правильности, не отвечают ни научной содержательности ни подлинной культуре.

Безусловное объявляют сомнительным или спорным, недопустимое представляют нередко встречающимся, проблематичным и возможным (плюрализм); преступное определяют как нежелательное, но возможное и неизбежное. Провоцируют привыкание к ненормальному. Тем самым достигается сдвиг в сознании: теряется надёжность укоренения в норме. Начинается процесс растления здоровых взглядов и установлений.

Снижается уровень стыдливости, а это - показатель совести. 20 лет назад приехавший из Австралии русский певец А.А.Шахматов восхищался тем, что русские девушки ещё умеют стыдливо краснеть, и говорил, что на Западе стыдливости уже нет.

С тех пор (за исключением оазисов) стыдливость почти исчезла в России. Иная незамужняя, неразвратная, даже, как теперь выражаются, вполне интеллигентная девушка - может даже в мужской, компании вслух говорить о том, что кто-то «занимается любовью», употреблять слова «секс», «бардак», «гомик» и при этом не краснеть, даже чуточку. Это значит, что она, несчастная, не понимая того, не имеет ни культуры, ни девичьей стыдливости. О том, чья в том вина, говорить не буду...

4
Современная школа утратила научные основы знания предмета «литература», а значит, и сам предмет. Освоение этой дисциплины подменяется примитивной информацией о художественных произведениях, об отражённых в них событиях и лицах. Это не «изучение литературы».

Художественная литература возникла из потребности воспроизвести жизнь в целостности наглядных представлений, чувств и духовных состояний, в полноте и единстве её восприятия «внутренним» человеком. Она утверждалась как возможность наглядно и ощутимо передать взаимосвязь, логику, последовательность и закономерности действительности через творческое и живое воссоздание характеров, социально-исторических, общественных, национальных, духовных, религиозных и житейских событий в разносторонности и полноте движущихся картин. В своих классических образцах она становилась движущимся отражением народного сознания. Она содержала очевидный или внешне прикровенный камертон идеала, с высоты которого возможна была верная оценка изображаемого: она передавала проницательный опыт и помогала жизненной ориентации читателя.

Художественная классика неизменно способствовала формированию целостной личности свободного человека, подготовленного к верной ориентации в мире и разносторонней духовно-практической деятельности. Она имеет познавательное, идейно-философское, чувственно-эстетическое, историко-культурное, воспитательное, гедонистическое и др. значения.

Её нужно изучать, ибо «мышление в образах», образное мышление, требует определённых навыков. Художественное произведение раскрывается перед читателем, когда оно прочувствовано, осмыслено и духовно освоено в историческом контексте, в связи с творческой биографией писателя. Для понимания художественного произведения читатель должен в той или иной степени ответить себе на три вопроса: что отражено в нём, как отражено, почему именно так. Этому и учат на уроках литературы в школе. Только после этого можно верно понять произведение. Его нельзя освоить «спешно», «ускоренно», как нельзя «ускоренно» сыграть симфонию Гайдна или Чайковского, как нельзя, взглянув, осознать содержание и смысл полотна великого художника.

Достаточно однако ознакомиться с несколькими современными документами по образованию и некоторыми учебниками по словесности, чтобы понять, до какого уровня падения довели нас «реформаторы».

Например (беру первое, что под рукой), комплексное исследование чтения и читательской практики московских подростков свидетельствует, что «исследователи»-методисты не понимают, что такое художественное произведение. Заявляя, что «сегодня меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения»[4], методисты не ставят должный вопрос, как привести школьника к основам грамотного чтения и восприятию целостного художественного произведения, ориентируя на классическую литературу. Они ограничиваются смысловым анализом отдельных слов, фраз и фрагментов текста.

Учебники не содержат материала, дающего возможность осознать необходимейшие предпосылки грамотного изучения художественной литературы!

Нечего и говорить об «организации» материала. Вот один из учебников. Не называю авторов (другие из просмотренных мною - не лучше).

Общий научно-методический уровень просмотренных мною учебников по литературе, ниже всякой критики. Они малосодержательны, вследствие убогости материала; в них нарушен научный принцип историзма; большая часть разделов лишена минимума необходимых сведений об авторе и изучаемом произведении. В учебниках нарушена истинная иерархия ценностей: многие из них представляют собой «мешанину» из отечественных и зарубежных авторов, часто совершенно несоотносимых и даже - несовместимых по духу.

Фрагментарность представленных материалов не даёт возможности сложиться сколько-нибудь определённому взгляду на литературу, на закономерности её художественного и социально-исторического движения. Не говорю уже о том, что важные для осознания русской литературы достижения отечественной историко-литературной науки авторам неизвестны...И эти люди допущены кем-то писать учебники, и с лёгкой руки кого -то такие учебники признаются годными для школы!..

Современный школьник на практике лишён основных понятий, требуемых при овладении чтением высокозначимой (классической) литературы. Он не имеет никакого представления об идеале, о святыне, о возвышенном[5]. Без этих представлений он становится малоспособным к восприятию подлинного искусства.

В основе изучения литературы лежит творческое восприятие целостного художественного образа[6], его «сердечное созерцание», осознание идейного и духовного смысла художественного целого, его пафоса. Грамотное художественное восприятие сочетает в себе предметное видение и чувство, опыт, познание и духовное видение, целостное переживание и разумение.

Без исторического подхода к произведению в процессе развития национальной литературы, без представлений о принципах авторского видения, без уразумения его художественного своеобразия грамотное изучение и верное понимание литературы - невозможно.

Только художественное произведение может передать полноту многомерного смысла окружающего мира и дать о нём наглядное, глубокое, целостное представление, и только в художественном образе мир предстаёт в своей объёмной неповторимости и смысловой многогранности. При современном уровне преподавания литературы приобщить к этому невозможно.

Вместе с исчезновением литературы как предмета изучения исчезла реальная возможность естественно и наглядно формировать у учащихся социальные, исторические и духовно-нравственные представления, лежащие в основе здорового мировоззрения.

Отдаляя школьников от изучения подлинной (не развлекательно-занимательной, а классической, истинно художественной¸ реально-жизненной) литературы, угашают их инициативное воображение и душевно-духовное восприятие действительности, лишают их реального понимания художественных произведений, подрывают способности целостного видения, отлучают - от отечественной истории, постепенно превращая во «внеисторических» людей, ищущих в литературе забавного, привлекательно-занимательного или «пикантного», щекочущего воображение и нервы. Такое обучение может сформировать только человека-дикаря...с доисторическим сознанием или махрового обывателя-мещанина. Очевидно, что всё это опасно снижает уровень образования и культуры. Для России такое положение гибельно. Этого не могут не знать «архитекторы реформ». Нам нужно действовать вопреки их разрушительной политике.

Это чрезвычайно трудно. тем более что разрушающие реформы продолжаются. Продолжаются и организационные провокации. Например, расправляющийся с московским образованием г. И.И.Калина «разогнал» в округах когорты квалифицированных методистов-словесников, оказывавших постоянную помощь учителям. Сие было сделано, когда в печати возник разговор о восстановлении нормального преподавания словесности по нормальным программам. Этот факт, косвенно подтверждает, что реформирование проводится высококвалифицированными разрушителями или по указке консультантов по информационным диверсиям.

Перед нами главная цель: вернуть в школу подлинную русскую культуру, о которой пока лишь на словах (ради нашего расслабления?) разглагольствуют квазилицемерные «верхи».

Перед нами цель: возродить нашу школу, общими усилиями побороть практику невежественного чиновно-административного насилия в образовании, отлучить от управления образованием западных «агентов информационных диверсий», успешно поддерживаемых сверху.

Трагедия образования в России надвигается. Будем ли молчать? Или всё-таки хватит чести-совести называть вещи своими именами: проводимые реформы - разрушением, невежд - невеждами, а врагов России - врагами... И при этом сами будем продолжать сеять в школе разумное, доброе, вечное...

Всеволод Юрьевич ТРОИЦКИЙ, доктор филологических наук, профессор, академик РНАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Источник: Русская народная линия
Просмотров: 775

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

05.05.2017 В рязанском радиоуниверситете вскроют послание потомкам 50-летней давности

26.12.2016 Новый год по-сасовски

19.12.2016 Рязанские писатели выбрали руководителя

08.12.2016 Шиловская детская школа искусств подарила зрителям «Библиофилармонии» удивительный концерт

05.12.2016 За Москву! К 75-летию великой битвы

02.12.2016 Евгения Рубцова – глава администрации г. Сасова

11.11.2016 В поселке Тума состоялась презентация новой книги Игоря Евсина

10.11.2016 Православная выставка вернётся в Рязань

10.11.2016 Рязань превратилась в большой каток

07.11.2016 День литературы сасовского края

01.11.2016 Инспекторы рязанской ГИБДД ведут скрытое патрулирование улиц

26.10.2016 В регионе объявлен День траура по погибшим при взрыве дома

24.10.2016 «Сродни любви писательское слово...»

17.10.2016 Директор Ветсанутильзавода предстанет перед судом

13.10.2016 Компания «Рязаньгоргаз» повысила надежность газоснабжения потребителей Советского района...




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.