ОБРАЗОВАНИЕ Школьников научат толерантность любитьИзвестно, что учить всему трудному лучше с детства. Например, иностранным языкам. Или толерантности, решили московские власти, и поручили разработать для столичных школ учебное пособие «Этно-Москва». С одной стороны, мера, наверное, необходимая: этносов в Москве стало столько, что мама не горюй – никогда их не было в таких количествах. Но что случилось, то случилось. Уживаться мирно можно и нужно, бытовые конфликты не требуются никому. Но, с другой стороны, многое зависит от того, с какой стороны подойти к этой проблеме. Что же планируется сделать для воспитания толерантности в школах? О некоторых особенностях пособия газете «Известия» рассказала пресс-секретарь столичного департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Анастасия Старостина. По ее словам, пособие направлено на «воспитание у детей разных национальностей взаимоуважения друг к другу и к традициям». В книгу войдут сведения о праздниках и других событиях национальностей, проживающих в Москве, а также об их знаменитых представителях, связанных со столицей. Еще в пособии будет рассказано об «этнических достопримечательностях» города, в т. ч. о мечетях, синагогах и т. п. И вот в этом месте возникает первый вопрос. Повествование о культовых сооружениях вряд ли возможно без упоминания самого религиозного культа. Хоть мельком, вскользь, но по нему пройдутся. Оно бы и ничего, если бы не возраст учащихся. Сможет ли ученик средних классов разобраться в особенностях разных религий и четко соотнести себя с одной из них, традиционной для его этноса? Не возникнет ли в результате неверие? Не случайно в прежние времена об этом рассказывали в куда более зрелом возрасте, в институте, а назывался предмет просто и доходчиво – «научный атеизм». Тем не менее пособие будет напечатано для всех школ Москвы вместе с рекомендациями учителям по его использованию. По словам Старостиной, сейчас «многие школьники не знают, что такое Навруз, Сабантуй, Ханука; за счет незнания у них нередко возникает агрессивное отношение к разным этносам. И это надо исправить». Гм! Возможно, незнание праздников и имеет некоторое значение в возникновении агрессивного отношения к представителям других народов, но, сдается нам, основная причина кроется все-таки не в этом, а в особенностях поведения части вновь прибывших. Взять хотя бы пляски лезгинки в людных местах российских городов. Сейчас это поветрие несколько затихло, но еще год назад здорово будоражило общественное мнение. И зачем было это делать? А от кого исходила инициатива?.. Примеры можно продолжить, но ограничимся замечанием, что больший эффект возымело бы другое пособие – о том, как прибывающим этносам максимально естественно влиться в ряды местного населения, соблюдая его нормы и правила поведения, а не демонстративно выпячивать свои обычаи. А знание праздников – дело десятое. Впрочем, с пособием пока много неясного. Неизвестно, например, ограничатся ли составители народами бывшего СССР или же включат в него информацию о представителях стран дальнего зарубежья, тоже поставляющих нам рабочую силу. Зато известно, что в нем будут сценарии экзотических экскурсий с национальным колоритом, например, «Москва татарская». Но удастся ли составителям найти достаточное количество достопримечательностей для ее проведения? И, опять же, возраст учащихся: насколько это будет им интересно? По мнению соучредителя проекта «Экскурсионное бюро № 1» Юлии Абрамовой, подобные туры потребуют серьезной проработки: надо не только корректно затронуть национальный вопрос, но и учесть возраст аудитории. «У школьников внимание к одной теме держится меньше 15 минут. Его надо постоянно подогревать, например, интерактивом – поиском ключей, выполнением заданий, – сказала она. – Информацию стоит подавать не в виде скучного набора имен и дат, а в форме баек и легенд. Детям было бы интересно узнать, например, почему улица Маросейка связана с украинцами, пройтись по Грузинским, Татарским улицам, Армянскому переулку». Пройтись-то можно, да только на этих улицах, насколько нам известно, нет ничего татарского, грузинского или армянского, за исключением, возможно, культовых сооружений. Равно как и на улицах с азиатскими названиями в районе Волгоградского проспекта, куда предлагает водить экскурсии Абрамова. Только, в отличие от исторически сложившихся первых, последним в советское время давались имена для поддержания «дружбы народов». Во всех крупных российских городах на окраинах в районах типовой застройки отыщется Ферганская, Алма-Атинская, Ташкентская или другая подобная улица, а то и несколько таких, хотя на них нет ничего, связанного с теми местами. Начальник профильного отдела департамента образования Москвы Ольга Глазкова отметила, что до сих пор в столичной системе образования подобного пособия не было. После проведения экспертизы издание будет использоваться во внеурочное время. «Книга пригодится и школьным психологам, и учителям, например, при проведении уроков толерантности, которые сейчас проходят раз в месяц, – сказала Глазкова. – Стоит отметить, что в пособии будет уделено внимание всем национальностям, и русской в том числе». «Русской в том числе» – это радует. Хорошо, что не забыли совсем, хотя с нее-то и следовало бы начинать. Наиболее естественной экскурсией была бы «Москва русская», а уже потом – все остальные. Уж на ней-то было бы на что посмотреть, в этом можно не сомневаться. Но главная цель пособия другая – толерантность. По мнению члена комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Андрея Метельского, просвещать в национальных делах надо не только детей, но и родителей. «Предмет «Толерантность» вообще стоило бы ввести в школе на постоянной основе», – считает депутат. Толерантное отношение к национальностям будет навязываться, опасается руководитель общественного движения «Московские родители» Галина Шнайдер. «Как и в случае с обязательным изучением литературных произведений, это может навсегда отбить у ребенка охоту интересоваться традициями других этносов. Это может вызвать повышенную агрессию по отношению к другим народам». К составлению пособия надо подходить взвешенно, говорит директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. «Межэтническая ситуация в школах и так накалена. Представители других этносов быстрее сплачиваются и способны спровоцировать вражду с остальными учениками», – констатировал Абакина. Напомним, что столичные власти и раньше выступали с подобными
идеями. В 2009 году тогдашний мэр Юрий Лужков заявил, что в начале
учебного года учителя должны проводить уроки толерантности, для чего им
подготовили специальные методические пособия. На деле же, только немногие школы выполнили это предписание. Источник: Просмотров: 800
|
Другие новости из рубрики 19.04.2017 Русская классическая школа в Рязани приглашает на День открытых дверей 23.12.2016 Ольга Васильева: «Через два с половиной года сочинение в школе вернется к своей классической... 19.12.2016 Русская классическая школа возвращается 05.12.2016 Учиться никогда не поздно! Проверьте свои школьные знания по литературе 02.12.2016 Алексей Лубков: «Учитель — не продавец услуг, а ученик — не потребитель» 14.11.2016 «Без опоры на традиции система образования повиснет в воздухе» 02.11.2016 Создатель ЕГЭ ушёл в отставку из-за несогласия с политикой Васильевой 27.10.2016 Хэллоуин в детских садах и школах должен быть запрещен 20.10.2016 Образование суверенитета 14.10.2016 «Дети-агрессоры – результат насилия» 03.10.2016 Людмила Вербицкая: Эти произведения слишком сложны для изучения в школьном возрасте 29.09.2016 Ольга Васильева: Работа учителя — это не услуга 28.09.2016 Васильева возвращает русскую патриархальную традицию 26.09.2016 Ольга Васильева: Средний балл как альтернатива ЕГЭ 14.09.2016 Глава Минобрнауки РФ не будет отменять ЕГЭ Подписка на новости |
© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
|