Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ и ЮЮ

Влияние переизбытка информации на психическое здоровье детей

17:00 02.05.2012 | РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ и ЮЮ

Текст выступления психолога Натальи Лариной на городском родительском собрании «Русская классическая школа» (22 апреля 2012 г.)

 

            Работая в школе, в последнее время все чаще сталкиваюсь с серьезными проблемами, касающимися нарушений психического и психологического здоровья детей. Как это проявляется? Уже при поступлении в школу наблюдаю детей с явными невротическими реакциями, им сложно усидеть на месте, они не знают, куда деть руки, отмечаются различные тики на лице, проблемы с речью, заикания и многое другое. Таким детям не хочется идти в школу, они без желания выполняют предложенные задания. На вопрос, чем они любят заниматься в свободное время дома, они отвечают: либо играть в компьютер, либо смотреть телевизор. Особенно сильно проявляются проблемы психики, если ребенок сидит за компьютером больше часа. Родители говорят, что никак не могут отвлечь его, случаются истерики, если они запрещают компьютер. По данным социологических опросов уже около 70% детей страдают игроманией.

 

            Почему так происходит? Зрительный образ формирует наше воображение. Увиденный предмет хранится в памяти и составляет содержание души. Что же может увидеть ребенок по ТВ и в компьютере? Ребенок еще ничего не понимает из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкают к этим предметам, и они, проникая в сердце, тем самым заполняют его, отодвигая другие предметы вдаль. Что чаще видят наши дети? В основном растленные образы, которые постоянно исходят с экранов и мониторов. И вот ребенок закрывает глаза и все эти образы всплывают. Отсюда страхи, неврозы. А какие чувства испытывает ребенок при этом? Так, например, компьютерные игры (в том числе и развивающие) направлены на разжигание азарта, пытливости (когда информация получается бесцельно, беспорядочно, не различая нужно это или нет). А нам необходимо, чтобы ребенок во время занятий соблюдал меру и порядок. Т.е. развитие должно быть, с одной стороны, необходимым в данный момент, обусловленным, а с другой стороны, постепенным – не перебегать с предмета на предмет, а по порядку, тогда формируется целостность ума и сознания. В отличие от, так называемого, клипового сознания, которое преобладает у детей сейчас, особенно в результате просмотра современных мультфильмов и фильмов формата 3D, 5D, и даже 10D, так называемых action (действие), а не смысла.

 

            В этом году на уроках ОПК при просмотре мультфильмов «Святочные рассказы» дети с трудом их восприняли. Им казалось, что звук очень тихий, а изображение черно-белого цвета, хотя краски были разные, но бледных тонов. Так вот дети их не смогли различить, настолько они отличались от каждодневных мультиков на каналах ТВ. После первого просмотра дети совершенно не  поняли смысла историй, сюжетом которых были помощь нуждающимся, сострадание и милосердие. И только после объяснения учителя и просмотра второй раз этих же мультфильмов на глазах стали заметны слезинки, сердечко наконец-то растаяло.

            Требования нового времени быстро внедряют в нашу жизнь инновационные технологии. Стремительно меняется школьная программа. Когда мой первый ребенок (сейчас он десятиклассник) учился в начальной школе, в их классе, кроме доски, не было ничего. Средняя дочь через 4 года училась в том же классе, но у них уже был телевизор и DVD, а сейчас есть и компьютер, и проектор, и даже интерактивная доска. Конечно, это удобно для учителя, проще осуществлять наглядность на уроках, но не потерять бы за всеми этими нововведениями главного – смысла.

            Еще мне хочется сказать о немодном сегодня понятии – целомудрии, которое напрямую связано с психическим здоровьем человека. Целомудрие – нравственная чистота сердца, воздержание от плотских страстей, сквернословия, соблазнительных телодвижений и нескромных взглядов. Под целомудрием св. отцы подразумевают здравость ума, непотемненного страстями, особенно страстью плотской, которая сильнее всего помрачает ум, более всего увлекая сердце. Страсти проявляются у ребенка достаточно рано, еще до года. Родителям важно их подавлять в ребенке, чтобы он понимал как можно раньше, что такое хорошо, а что такое плохо. Можем ли мы говорить о наличии целомудрия у детей, когда их еще несформированный ум чуть ли не с первых дней жизни подвергается разрушительному воздействию с экрана телевизора? А последствия мы видим в школе, особенно в подростковом возрасте.

            Есть еще  очень важные способности ума – память и внимание. Именно нарушения свойств памяти и внимания являются наиболее частыми школьными проблемами, они больше всего повреждены. А именно они, оказывается, напрямую связаны с целомудрием.

            Если говорить о чувствах, то сейчас чаще всего проявляются лень, скука, цинизм – внутренняя опустошенность, и это также связано с целомудрием. Мы говорим о развитии высоких нравственных качеств у подрастающего поколения. Но возможно ли это, если потеряно целомудрие? Откуда возьмется благородство, самопожертвование, подвиг, великодушие? С малых лет происходит растление души ребенка. И только еще благодаря отдельным семьям, неравнодушным учителям-подвижникам, произведениям русской классической литературы, русской истории дети хотя бы задумываются и имеют представление о нравственных идеалах.

            Все более теряет свою значимость понятие стыдливости. Сейчас детям все реже бывает стыдно, например, взять конфету со стола, соврать, не уступить место в транспорте старушке, отговориться родителям, нагрубить учителю и др.

            Что же делать? На мой взгляд, необходимо начинать с себя. Наши дети никому не нужны так, как нам, родителям. Именно мы приучаем их к телевизору, к компьютерам. Конечно, и ТВ, и компьютер прочно вошли в нашу жизнь, но отдалить их от детей, дозировать сидение за компьютером  - в наших силах. Но вместо этого надо что-то дать детям. Если в семье есть традиции совместного отдыха, совместного труда, чтение книг с последующим обсуждением, посещение богослужений, паломнические поездки или что-то другое, детям некогда будет скучать, и они получат гораздо больше. Прежде раннего обучения научным знаниям необходимо дать здравые понятия о важнейших христианских истинах – о Боге, мире и человеке и пр. Раньше к 7 годам ребенок должен был знать, что есть добро и зло, что такое жизнь и смерть, в чем смысл и цель жизни. А сейчас на этот вопрос не могут ответить, порой, и 16-летние. Все мы родом из детства, поэтому домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему. Хорошо воспитанного заправленного дома ребенка превратное школьное воспитание, не совсем здоровое общество не так легко собьет с прямого пути.

 

 

Просмотров: 3621
Комментарии:

14:18 9.02.2013 Ирина

Отличная статья. Много ценных советов.Спасибо


Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

02.06.2017 Ход конем: Чем Анна Кузнецова помешала российским родителям?

23.12.2016 Отмена запрета воспитания отложена на 2017 год

22.12.2016 Общественная палата РФ внедряет систему воспитания родителей

15.12.2016 Законопроект об изменении ст. 116 УК получил добро Верховного Суда

13.12.2016 И реклама телефона доверия - не реклама, но и доверие - не доверие

09.12.2016 Закон о запрете воспитания отменяют несмотря на происки ювенальщиков

08.12.2016 «Травматично для ребенка – разлука с родителями, а не физические наказания»

06.12.2016 Ювенальщики перекрасились в «защитников прав детей и семьи»

30.11.2016 Достало ваше «свободное воспитание»! Крик души, адресованный современным родителям

28.11.2016 Ювенальная юстиция. История вопроса

23.11.2016 ПОБЕДА! Неисполнение родительских обязанностей отложили в долгий ящик под давлением...

15.11.2016 Дмитрий Шестаков: «Статью о ненадлежащем воспитании нужно исключить из Уголовного кодекса,...

11.11.2016 Дума отменит «закон о шлепках»

09.11.2016 Москалькова поддержала поправки Мизулиной о наказаниях за семейные побои

08.11.2016 Анна Кузнецова: «В наше правовое поле внедряются чуждые нам понятия, ценности»




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.