Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


ОБРАЗОВАНИЕ

Андрей Кураев: «Школа не должна выбирать. Выбирать должны родители»

15:51 08.02.2012 | ОБРАЗОВАНИЕ

С нового учебного года в школе будут преподавать «Основы религиозных культур и светской этики»

Наконец обнародован документ, подтверждающий, что с нового учебного года в российской школе начнут повсеместно преподавать «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) - «Российской газетой» сегодня опубликован «План мероприятий» по введению этого предмета во всех школах страны с 2012/2013 учебного года. До этого, напомним, преподавание ОРКСЭ в качестве эксперимента осуществлялось в 21 российском регионе (в нем участвовали более 240 тысяч учеников почти 10 тысяч российских школ). Эксперимент был признан удачным и власти приняли решение распространить его на всю страну.

Правда, на свет упомянутый «План мероприятий» появился с опозданием - под подписью премьера Владимира Путина, стоящей на нем, значится «28 января». Но и на этом проволочки с введением в школьную программу ОРКСЭ не заканчиваются. Хотя в «Плане мероприятий» всего лишь три «главы», уже первая из них (в соответствии с которой Минобрнауки обязано было уже в январе подготовить все нормативно-правовые акты, обеспечивающие введение нового курса в школах) по срокам сорвана – наступил февраль, а никаких «нормативно-правовых актов» ведомством, естественно еще не разработано. Впрочем, чиновники министерства заверяют, что эти акты вот-вот появятся на официальном сайте ведомства.

Далее в «Плане мероприятий» говорится о том, что уже с февраля по август этого года педагогов, которым предстоит преподавать новый предмет, отправят на курсы повышения квалификации. Министерством также должен быть запущен новый информационный портал, где будут размещены методические материалы и оперативная информация по данной теме. И если портал можно создать все-таки достаточно оперативно, то вот дефицит преподавателей ОРКСЭ российская школа будет ощущать еще очень долгое время.

ОРКСЭ, напомним, это своего рода «модульная» конструкция, состоящая из 6 предметов (на выбор ученика или – если речь идет о четвероклассниках – на выбор его родителей): основ православной, исламской, буддийской, иудейский культур, истории мировых религиозных культур и основ светской этики. Пока (по результатам мониторинга 21 региона, где ОРКСЭ преподавался в качестве эксперимента) статистика предпочтений такова: основы светской этики выбрали 42% родителей, основы православной культуры — 30%, историю мировых религиозных культур — 18%, основы исламской культуры — 9%, основы буддийской культуры — 1%, а основы иудейской культуры — менее 1%.

Впрочем, статистика эта лукавая, о чем рассказал изданию автор учебника «Основы православной культуры» протодиакон Андрей Кураев. По его словам, несмотря на то, что статистика предпочтений должна, по идее, каждый год хоть чуточку, а меняться, «к сожалению, не очень-то она меняется, поскольку наблюдается давление администраций учебных заведений в регионах в пользу выбора неконфессиональных курсов, и прежде всего светской этики».

«В какие бы регионы я не приезжал, какие бы письма не получал, везде одно и то же, - рассказывает известный православный миссионер. - Очень трудно доходит до наших чиновников то, что школа не должна ничего выбирать. Сплошь и рядом подходят ко мне в командировках сияющие учительницы: «Отец Андрей, а наша школа избрала Основы православной культуры»! А школа не должна выбирать. Выбирать должны родители, и если весь класс в городской школе избрал какой-то один модуль - не важно, какой - я считаю, что это признак тревоги, признак административного давления. Это значит, что информация о сути этого проекта не была донесена до родителей, варианты не были им объяснены. Не было сказано, что нет в этом выборе никакого демократического централизма, что «большинство» не означает неизбежности для меньшинства. Министерство образования не дает ответ на вопрос «Во скольких школах выбраны несколько модулей? Например, целых 3». Такую информацию напрочь никто не дает».

Волнует о. Андрея и качество (точнее – отсутствие такового) преподавания новой дисциплины. «Те курсы, которые были организованы в ходе апробации, - рассказывает он, - показали, что часы, которые на них выделены и тематика, которая преподается, не соответствуют серьезности задания. На них ведь нужно давать и конкретные религиоведческие и культурологические знания, и методику преподавания. Пока крен смещен в сторону методики, но дается не методика конкретного курса, а какая-нибудь общая, модная американская методика, хорошо знакомая тьюторам. Так что, увы, пока все это имитация: на курсах читаются на 90 процентов привычные вещи. А для тьюторов часто все знание о преподавании ОПК сводится к одной моей лекции, из которой они выжали содержания на 10 минут, а реальному педагогу надо об этом рассказывать целый год».

«Тьютор» в переводе с английского означает «домашний учитель, опекун, наставник» и предполагает «авторские» отношения учителя с учеником. Можно ли считать таковыми нынешних преподавателей нового предмета, спрашивает корреспондент издания о.Андрея.

«Да нет, - отвечает он, - в нашем случае речь идет вовсе не домашних наставниках, а о тренерах для учителей, которые в рамках региональных институтов развития образования и курсов повышения квалификации будут рассказывать учителям, как им в этом проекте работать».

Довольно остро стоит и проблема учебников для новой дисциплины. «Учебники до сих пор почти недоступны, их нет в свободной продаже, - рассказывает о.Андрей. - Ни учителя, ни родители не могут свободно ознакомиться со всеми вариантами. Кроме того, одна из причин давления директоров школ на родителей, чтобы они выбрали неконфессиональный модуль, связана с тем, что по условиям этого проекта учебники закупают школы. Каждый конкретный учебник оказывается собственностью школы и по принятым сегодня нормам должен 5 лет служить. Это означает, что в ближайшие 5 лет школам не дадут возможности закупить новые учебники, а значит, нынешний выбор учителя будут навязывать родителям четвероклашек еще 5 лет. И на собраниях из года в год будет звучать: давайте не будем делиться, дружно выберем светскую этику. Родителям могут не дать пересмотреть свой выбор в том числе и из-за чисто финансовой проблемы».

Вот так начинает входить в полнокровную жизнь российской школы новый предмет - «Основ религиозных культур и светской этики».

Просмотров: 1139

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

19.04.2017 Русская классическая школа в Рязани приглашает на День открытых дверей

23.12.2016 Ольга Васильева: «Через два с половиной года сочинение в школе вернется к своей классической...

19.12.2016 Русская классическая школа возвращается

05.12.2016 Учиться никогда не поздно! Проверьте свои школьные знания по литературе

02.12.2016 Алексей Лубков: «Учитель — не продавец услуг, а ученик — не потребитель»

14.11.2016 «Без опоры на традиции система образования повиснет в воздухе»

02.11.2016 Создатель ЕГЭ ушёл в отставку из-за несогласия с политикой Васильевой

27.10.2016 Хэллоуин в детских садах и школах должен быть запрещен

20.10.2016 Образование суверенитета

14.10.2016 «Дети-агрессоры – результат насилия»

03.10.2016 Людмила Вербицкая: Эти произведения слишком сложны для изучения в школьном возрасте

29.09.2016 Ольга Васильева: Работа учителя — это не услуга

28.09.2016 Васильева возвращает русскую патриархальную традицию

26.09.2016 Ольга Васильева: Средний балл как альтернатива ЕГЭ

14.09.2016 Глава Минобрнауки РФ не будет отменять ЕГЭ




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.