Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


ГОРЯЧАЯ ТЕМА

Каждое действие экипажа «Булгарии» приближало судно к гибели

15:09 16.09.2011 | ГОРЯЧАЯ ТЕМА

В ОП РФ были представлены предварительные итоги расследования причин катастрофы на Волге

Самостоятельное расследование причин гибели теплохода «Булгария», предпринятое Общественной палатой (ОП), сюрпризов не принесло. Как следует из обнародованных вчера предварительных итогов, они полностью совпали с выводами Ространснадзора, которые были опубликованы еще месяц назад: в трагедии, жертвами которой стали 122 человека, виноваты неумелые действия экипажа и множество открытых иллюминаторов на судне.

Председатель комиссии ОП по расследованию причин потрясшей всю Россию катастрофы Анатолий Кучерена рассказал, что общественное расследование выявило «не только серьезные нарушения действующего законодательства», но и «безответственность должностных лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью». Тем не менее, он не стал называть конкретных виновников.

Присутствовавшие на заседании ОП замминистра транспорта Виктор Олерский и замруководителя Ространснадзора Владимир Черток также напомнили о результатах ведомственного расследования. Эксперты Ространснадзора установили, что капитан судна, несмотря на штормовое предупреждение, все же вышел в рейс и при этом не поставил в известность диспетчера. Вопреки правилам эксплуатации, на судне были открыты 34 иллюминатора: стояла жара, а кондиционеры отсутствовали как таковые.

Также в символический «набор утопленника» входили крен в 4 градуса, неработающий дизель-генератор (один из двух, более мощный) и четыре самодельных отверстия в корпусе, через которые сливались стоки, чтобы не платить в порту за соответствующие услуги (привет купающимся в Волге). Словом, все было готово к катастрофе.

Когда теплоход, как и следовало ожидать, накрыло штормом, капитан, совершая маневр, пренебрег всеми этими обстоятельствами, в результате чего «Булгария» сильно накренилась на левый борт, и через открытые иллюминаторы внутрь судна полилась вода. Возможно, капитан ничего об этом не знал, но, в любом случае, должен был приказать, чтобы проверили. Президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Роман Троценко в ходе вчерашних слушаний заявил о том, что «и судовладельцем, и экипажем были грубо нарушены все установленные нормы и правила». По его мнению, «будь на судне хотя бы один ответственный специалист, он бы обратил внимание либо на крен, либо на открытые иллюминаторы, либо на неблагоприятные погодные условия, но таких не было, и каждое действие экипажа было фатальным».

В результате случилось то, что случилось: за минуту судно набрало около 50 тонн воды. Пытаясь уменьшить воздействие ветра, капитан переложил рули в противоположную сторону, но этим лишь довел ситуацию до критической: поступление воды возросло, достигнув 125 тонн в минуту. За несколько секунд крен судна достиг 20 градусов, оно опрокинулось и затонуло.

В первые дни после катастрофы много писали о том, что судно якобы было невообразимо старым – аж 1955 года постройки. При этом оставалось неясным, как же могут спокойно плавать по морям-океанам даже вдвое старшие суда. Или их речных собратьев делают из консервной жести? Оказывается, нет. Представитель Ространснадзора подчеркнул, что судно было годным для эксплуатации.

Это многое меняет в общей картине катастрофы. Подведем итог: «Булгария» вполне могла бы остаться на плаву, если бы у нее были более грамотный и ответственный капитан и дисциплинированная команда, а пассажиры, презревшие правила безопасности, не стали бы открывать иллюминаторы. И, конечно, если бы арендатор не гнался так за наживой. В общем, свою лепту в катастрофу внесли все, а не только арестованные по делу надзорные чиновники, вина которых в свете открывшихся обстоятельств больше не кажется основной.

После доклада члены Общественной палаты и приглашенные ими эксперты заговорили о необходимости создать специализированную спасательную службу, осуществить централизацию контрольных и надзорных функций в сфере речного судоходства и принять соответствующие поправки к законодательству.

Впрочем, в последнее время любая резонансная катастрофа заканчивается призывом к подобным мерам. Одно плохо – стремление к наживе, которое и приводит в конечном итоге к таким трагедиям, которые нельзя ни отменить, ни уменьшить. А это означает, что в той или иной степени они будут повторяться и дальше.

«Сейчас идет выбор: нажива или жизнь», – заметил президент Союза транспортников Виталий Ефимов. Он потребовал резкого усиления госконтроля над пассажирскими перевозками. Пожалуй, он прав. Здесь логика, по которой государство, например, самоустранилось от контроля качества продуктов питания, не срабатывает. Нельзя же сказать, по аналогии с продуктовым рынком, следующее: «Если пассажиры заметят, что у конкретного перевозчика происходят катастрофы с человеческими жертвами, они просто перестанут пользоваться его услугами и перейдут к конкурентам». Контроль нужен как здесь, так и там.

Ефимову, впрочем, возразил замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ Владимир Черток, который заявил, что говорить об усилении надзора государства как основной мере предотвращения транспортных трагедий нельзя: «За безопасность пассажиров отвечает судовладелец, перевозчик. Невозможно у каждой гайки каждого судна поставить инспектора. Это нереально».

Не согласился с мнением Виталия Ефимова и председатель Комиссии ОП по вопросам развития гражданского общества Иосиф Дискин. «На мой взгляд, лучше развивать линейную ответственность, когда перевозчик будет отчитываться не только перед непосредственным руководством, но и перед коллегами по цеху за подрыв репутации отрасли», – сказал он и предложил создать организацию речных перевозчиков. Очевидно, он забыл о такой вещи, как профессиональная солидарность, которая еще нигде не стала эффективным инструментом контроля. Например, при врачебной ошибке врачи практически всегда встают на сторону проштрафившегося коллеги, а не пострадавшего (скончавшегося) пациента.

Помимо этого, г-н Дискин заявил: «Надо продумать механизм, прописанный в договоре пилота или капитана, когда он может в ультимативном порядке, невзирая на позицию своего непосредственного руководства на суше, отказаться выходить в рейс в случае, если он не уверен в погодных условиях или исправности судна». Такой механизм, по его мнению, должен предусматривать написание доклада капитаном судна в уполномоченный государственный орган, а также «золотой парашют», т. е. гарантию на большое выходное пособие после увольнения с работы, если данный эпизод приведет к конфликту с начальником.

Как известно, в рамках расследования уголовного дела о крушении теплохода «Булгария» под стражей находятся четыре человека: старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, гендиректор ООО «АргоРечТур» (компания-субарендатор затонувшего теплохода «Булгария») Светлана Инякина, обвиняемые по ч. 3 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»), начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазеев и бывший главный государственный инспектор этого же отдела Владислав Семенов.

Напомним также, что один из свидетелей по делу «Булгарии», замначальника отдела Волжского управления Госморречнадзора Александр Храмов, покончил жизнь самоубийством еще в конце августа. Тело 59-летнего Храмова было найдено вечером 23 августа в кустах в районе улицы Набережная Федоровского района в центре Нижнего Новгорода. В качестве основной версии произошедшего следствие рассматривает самоубийство, которое он совершил, ознакомившись с приказом о своем увольнении. «На месте происшествия обнаружены пистолет марки ERMA и патроны. В ходе проверки назначены судебно-медицинское и баллистическое исследования», – сообщило Следственное управление СК РФ по Нижегородской области.

Окончательный доклад комиссии ОП по расследованию крушения теплохода будет опубликован в конце сентября. Уже сейчас ясно, что вина за гибель «Булгарии» лежит на всех участниках трагедии, пусть и не в одинаковой степени.

Просмотров: 854

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

28.06.2018 Почему в России повышают пенсионный возраст?

02.03.2018 СВЕРШИЛОСЬ! Мы проснулись в другой стране

07.05.2017 Вместо парада в честь дня Победы корабли Балтфлота выдвинулись для отражения возможной атаки...

26.12.2016 Спас паспорт. Артисты Валутов и Ананьев не вылетели вместе с ансамблем

22.12.2016 Кадыров раскритиковал статью американской газеты об убийстве Карлова

20.12.2016 Правительство Новосибирской области поддержало инициативу Патриарха Кирилла о запрете...

16.12.2016 Правительство готовится дать «зеленый свет» международной торговле детьми

14.12.2016 Беременность - не болезнь

09.12.2016 Призывы профобучения родителей компетенциям воспитания детей звучат все громче

06.12.2016 В НАТО определили возможную точку начала войны с Россией

06.12.2016 Назрел вопрос о совершенствовании духовного воспитания молодежи

30.11.2016 Протоиерей Сергий Рыбаков: «Либеральное переформатирование русского народа потерпело крах»

23.11.2016 Содомиты продолжают отрабатывать деньги

18.11.2016 Что осталось на душе после Псковской трагедии?

18.11.2016 Кто виноват в Псковской трагедии?




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.