ФИНАНСЫ, ЭКОНОМИКА «Нельзя технологиями подменять стратегию»Уже в обозримом будущем в России может появиться новое ведомство. В правительство от Минфина поступил проект указа о создании Российского агентства международного развития (РАМР), которое возьмет на себя координацию помощи зарубежным государствам в стимулировании экономики и в борьбе с бедностью. Идея, отмечу, не нова: в СССР вплоть до 1991 года располагалась штаб-квартира Совета экономической взаимопомощи. Эта организация была учреждена в 1949 году как альтернатива «буржуазному» Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС – не путать с современным ЕС). Собственно, это был международный орган, охватывавший страны соцлагеря – собственно Советский Союз, Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Чехословакию. Согласно уставу, странам – членам СЭВ предписывалось взаимно содействовать экономическому развитию друг друга, поддерживать достойный уровень жизни, обеспечивать высокую производительность труда, оказывать прямую финансовую поддержку. Но понятно, что основным донором в этой структуре являлся именно Советский Союз, помощь которого распространялась далеко за пределы СЭВ. Так, в не самый безоблачный 1986 год, когда над страной, да и над самим СЭВ уже начала все яснее обозначаться угроза распада, Советский Союз выделил на поддержку «братских стран» порядка $26 млрд. Мода на воссоздание в том или ином виде советских институтов в современной России очевидно имеет место. Другое дело, что «римейки» выходят все больше куцыми, если не откровенно бездарными, как сиквелы на всенародно любимые советские комедии и мелодрамы. Вот и сейчас речь идет вовсе не о том, чтобы оставить от идеи былого СЭВ в нашей реальности лишь невнятный экстракт: до воссоздания международного органа взаимопомощи сил априори не хватило, даже не предложено попробовать. Предлагается создать некое ведомство в подчинении Минфина, штат которого составит 50 человек, не считая техперсонала. Предлагаемая организационно-правовая форма ведомства – государственное унитарное предприятие. Руководитель РАМР будет назначаться правительством по представлению главы Минфина и по согласованию с главой российского МИД. Заместителей главы новой структуры будет назначать, как предполагается, лично министр. Авторы документа утверждают, что идея создания органа буквально назрела: ведь Россия на международном уровне признана «донором» и от года к году наращивает помощь нуждающимся иностранным государствам. Если в 2004 году суммарная помощь странам от России составила $100 млн, то в кризисный 2009 год она возросла до рекордных (для современной России) $785 млн: тогда наша страна заметно активизировала помощь соседям, которые оказались в совсем уж критическом положении. Однако и по итогам 2010 года цифра вышла вполне внушительная для нашего положения – $472,32 млн. Собственно, по замыслу авторов инициативы, созданное агентство позволит увеличить общую долю помощи России зарубежным партнерам – сейчас она составляет лишь 0,4% (расклад внешней помощи за 2010 год . В беседе своим мнением относительно инициативы Минфина о создании новой структуры, которая будет отвечать за экономическую поддержку нуждающимся странам, поделился кандидат философских наук, заведующий кафедрой социологии международных отношений МГУ, лидер Международного евразийского движения Александр Дугин: – Мне представляется, что сама по себе инициатива абсолютно правильная. Это – редкое в последнее время решение, которое вызывает удовлетворение и желание поддержать его в случае вменяемости нашей власти. Но наша власть в последние годы ведет себя просто невменяемо, и на фоне череды предельно дурацких решений и инициатив подобного рода идея о создании агентства по экономической помощи странам – просто светлое пятно. Но для того, чтобы этот нужный инструмент полноценно заработал, необходима стратегия и внешнеполитическая доктрина Российской Федерации. Т. е. мы готовим инструмент, который будет работать в том случае, если он будет использоваться по назначению. Но какое это назначение, о каких странах идет речь и какие цели эта экономическая помощь преследует – все это нам неизвестно, поскольку у России нет внятной внешнеполитической доктрины, нет программы, нет стратегии. Если и есть какой-то очень важный и нужный инструмент, одного его недостаточно. Нельзя техникой и технологиями подменять стратегические планы. Сам по себе такой инструмент работать не будет: я долгие годы профессионально занимаюсь практикой и теорией внешней политики и ручаюсь за свои слова. В отсутствии грамотной и внятной геополитической стратегии предлагаемый Минфином инструмент станет очередной площадкой для коррупции, перемещения очередного бездарного пула чиновников и прочей мутной воды. И это будет лишь пустой тратой усилий, времени и денег, станет очередной кормушкой для того варварского слоя политической элиты, которая последние годы терзает и грабит нашу страну. Именно внешнеполитическая стратегия должна нам указывать, каким странам надо помогать, в какие сегменты этих стран надо инвестировать, какие экономические и финансовые инструменты для этого использовать, какие цели мы преследуем, что нам нужно от этих стран и на каких условиях эта помощь будет оказана. Вот это все не лежит в ведении этого агентства, оно не может решить такой задачи: ее должны решить правящие интеллектуалы, которыми в нашем правящем классе просто не пахнет. Соответственно, ее решением заняться некому. И люди будут либо фантазировать, сидя у себя дома или на кафедрах, либо эти инициативы будут оборачиваться просто ничем. Конечно, имея представления о геополитических закономерностях и о месте России в современном мире, легко найти те страны, те территории, те геополитические пространства, на которых данное агентство могло бы работать, в первую очередь – страны СНГ. Инвестиции в эти страны – это инвестиции в наше будущее, поскольку, финансируя эти страны, мы автоматически повышаем нашу значимость как стратегического партнера для этих стран. Но тут нужно, опять же, иметь стратегию отношений внутри СНГ – план, проект. Этого нет. Ведь у нас есть уже механизмы вроде ЕврАзЭС, единого экономического пространства, Таможенного союза, но работают эти институты очень и очень плохо: годами тянутся микроскопические решения. Они созревают всегда поздно, поскольку ситуация в мире меняется стремительно. И с какой стати это агентство будет работать более эффективно, если у нашей элиты нет политической воли и ума? Есть и другие страны во всем мире, которые готовы сотрудничать с Россией, и инвестиции в которых могли принести нам стратегические дивиденды. Есть такие и в Восточной Европе – осознающие, что интеграция в Евросоюз не решила их экономические и социальные проблемы. В еще большей степени это страны Азии, где есть очень существенные экономические проблемы: тот же Афганистан, который практически полностью разрушен и без экономики как таковой; могло бы быть прекрасное партнерство с Ираном и Пакистаном. С Индией и тем же Китаем можно было бы реализовывать много экономических проектов. Более бедным странам можно было бы оказать также возмездную помощь, например, в обмен на размещение там наших военных объектов, использование их рынков для нашей продукции. Все это можно найти в изобилии и в Азии, и в Африке, и в Латинской Америке. Ведь Россия до сих пор представляет собой «второй мир». Да, не первый, но и не третий. Как у страны «второго мира», наряду с Бразилией, Индией, Ираном, Китаем (да, он вырвался в экономические лидеры, но социальное неравенство там огромно, и недоразвитость внутриконтинентальных регионов разительно контрастирует с регионами восточных береговых зон), у нас есть масса возможностей налаживать партнерство со странами третьего мира. Просмотров: 1454
|
Другие новости из рубрики 31.05.2017 Депутат: обнуление процентной ставки могут обсудить уже завтра 15.05.2017 Путин утвердил стратегию экономической безопасности России до 2030 года 23.12.2016 Щупальца Всемирного Банка охватили Россию 07.12.2016 Путин предложил запустить «цифровую» индустриализацию 23.11.2016 Крах США: Россия возглавила глобальный удар по доллару... 25.10.2016 "Разорванная в клочья" экономика? Американские спекулянты разуверились в обвале рубля 20.10.2016 «В любую минуту доллары могут превратиться в макулатуру» 18.10.2016 Антиконституционный переворот в РФ: власть захватывают банки? 03.10.2016 Хитрый план Кудрина: страну сдать, майские указы отложить 26.09.2016 Именно ключевая процентная ставка сдерживает развитие экономики России 23.09.2016 Минфин не планирует повышать налоги на 2017—2019 годы 21.09.2016 Сбербанк начал обслуживать карты "Мир" 20.09.2016 Российское мороженое стремительно завоевывает Китай 20.09.2016 Виноделы наживаются на подделке «крымского» вина 14.09.2016 Российско-турецкий инвестиционный фонд – дружба против США или всего лишь "по интересам"? ![]() Подписка на новости |
© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
|