Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


ОБРАЗОВАНИЕ

«ЕГЭ – это лишь частичка коррупции»

15:48 16.08.2011 | ОБРАЗОВАНИЕ

Система высшего образования России превратилась в гигантский теневой рынок, на котором крутятся миллиарды.

Наверное, я отношусь к тем немногим счастливцам, которые знают о коррупции в образовании лишь понаслышке. К счастью, в моей жизни встрече с коррупционерами-преподавателями не суждено было состояться. Однако на мою просьбу рассказать о подобных случаях я получила от знакомых много любопытных историй. Студентам приходилось платить и за зачеты, и за экзамены, и за возможность пересдачи. В общем, даже если кто-то учился на бюджетном месте, диплом все равно вставал, что называется, в копеечку. Таким образом, оценки в дипломе становятся не показателем знаний студента, а уровнем его достатка или находчивости, умения раздобыть деньги. Неужели таким способом преподаватели решили научить студентов жизни? Типа, вот она – рыночная система, где все продается и покупается.

В такой ситуации диплом о высшем образовании становится чуть ли не финансовым отчетом за время обучения: когда и сколько у студента и его родителей было денег. Так что если вы считаете, что в вашем вузе нет коррупции, то, скорее всего, вы просто об этом не знаете и продолжаете жить с наивной верой в честность окружающих. Между тем коррупционные схемы давно опутали систему образования (не только ее, конечно), а преподаватели получили от студентов новые пылесосы, телевизоры или просто приличные суммы денег.

Самое поразительное, что о коррупции все знают, спокойно рассуждают, рассказывают. Она уже стала привычной, никого не поражает, не ужасает (за исключением таких наивных, как, например, я). Это теперь – норма жизни, повседневность. Грустная повседневность.

Но вернемся к историям, рассказанным моими знакомыми. Если кто-то группой почти безобидно скидывался на бутылочку коньяка преподавателю перед экзаменом, то другие без пары купюр не могли и мечтать о заветном «зачтено». Экзамены – отдельная вещь. Тут уже были свои расценки: чем выше отметка – тем дороже. Причем за пересдачу (даже за саму ее возможность) также приходилось платить. Один знакомый рассказал, как на военной кафедре доплатил за повышение оценки на балл. «Таким образом, стипендия была, все окупилось за месяц», – заключил он.

Коллега поделился, что в их вузе преподаватель непрофильного предмета раздавал студентам темы курсовых, которые тянули чуть ли не на диссертацию. После этого он как бы невзначай говорил, что понимает, как студентам тяжело, что у них нет времени на проработку столь серьезной темы, и предлагал за определенную плату «оказать содействие в написании работы».

Один из бывших студентов, сам в настоящее время преподаватель, краснея, рассказал мне об одной любопытной коррупционной схеме, которую придумал его коллега. Происходило все таким образом: студент, который не смог или не хотел сдавать экзамен, вызывался вместе с родителями на кафедру. Там им предлагалось поучиться на подготовительных к экзамену занятиях. После согласия родителей составлялся официальный договор на оказание образовательных услуг, которые, естественно, оплачивались. В итоге студент приходил на эти занятия, получал экзаменационный билет, учебник и как бы готовился к предстоящему экзамену, а на самом деле все это засчитывалось как оценка, которая и выставлялась потом в зачетную книжку.

Если предыдущая история повествует о столичном преподавателе, то нечто подобное есть и в провинции. В одном из региональных вузов всех студентов в приказном порядке отправили на платные подготовительные курсы к госэкзаменам. 2500 руб. стоили занятия по три часа по трем предметам. «Те, кто отказались, получили за «госы» тройки», – рассказала знакомая. Там же другой преподаватель заявлял, что экзамен не сдать, если не приобрести его методичку. Таким, на первый взгляд, безобидным способом он продавал твое «творчество». Еще один ленивый преподаватель, довольно скромный в своих желаниях, собирал со студентов по 100 руб. за пятерки по своему предмету. Как говорится, с миру по нитке – голому рубаха.

Еще один бывший студент рассказал, как ему за определенную сумму удается числиться на очном отделении аспирантуры, находящейся за 800 км от Москвы. При этом он появлялся там всего пару раз, чтобы сдать статьи и экзамены. «Осталось еще один раз туда съездить, а потом – только на защиту диссертации», – поделился знакомый. Кто-то сетует, что собирается переводиться в другой вуз, на этот раз государственный, т. к. осознал, что плата за как бы сданную сессию знаний не прибавляет.

Все приведенные примеры реальны. При этом о коррупционности ЕГЭ даже не говорилось. Этот весенне-летний период стал действительно богат на скандалы. При этом министр образования и науки Андрей Фурсенко, судя по его словам, вполне доволен тем, что происходит в системе образования, а на все разоблачения коррупционных схем он закрывает глаза. Так, в воскресенье, выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы», министр отметил, что доволен результатами приемной кампании в вузы, и при этом пообещал внести коррективы в систему зачисления. Так, льготники и олимпиадники смогут воспользоваться своим преимуществом только в одном вузе. С ЕГЭ, как и ожидалось, прощаться не будут, хотя именно такая форма выпускных и вступительных экзаменов, как считает общественность, лишь плодит коррупцию в образовании, хотя изначально задумывалась как антикоррупционная система.

  Мы уже писали о результатах исследования бытовой коррупции, проведенного Минэкономразвития совместно с общероссийским фондом «Общественное мнение». Согласно полученным данным, именно сфера высшего образования является наиболее коррупционной, там же отмечен наибольший размер взяток.

Пытающиеся оправдать преподавателей, берущих взятки, ссылаются на небольшую зарплату работников образования. Однако лично мне думается, что у каждого человека еще должны быть какие-то моральные принципы, совесть, в конце концов. Иначе как мы можем рассуждать об искоренении «болезни», при этом продолжая этим заниматься? Безусловно, вина лежит и на высших кругах, которые, заявляя о необходимости борьбы с коррупцией, тут же потворствуют ее распространению. Оценивая преподавательский труд в грошах, они как бы осторожно подталкивают педагогов на скользкий коррупционный путь. А учитель, преподаватель, у которого тоже есть семья, дети, должен изыскивать дополнительные способы заработка, увы, не всегда честные.

И в конце – еще одна история из личного опыта. Когда я училась в старших классах, родители, которые верили, что без денег пусть в вуз закрыт, начали понемногу откладывать деньги. К счастью, сбережения для этих целей так и не пригодились. Встретившиеся в моей жизни преподаватели показали мне образец честности и доказали, что не все в этом мире можно купить за деньги. И я рада, что сейчас мне не приходится стыдиться своих учителей, описывая коррупцию в образовании.

Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев порассуждал  о коррупции в образовании:

– Вы верно заметили, что коррупция в образовании у нас существует. А коль скоро образование у нас государственное, то, стало быть, это – государственная система коррупции. ЕГЭ – это частичка коррупции, но она явилась звеном во всей системе. Коррупция произошла из-за того, что ЕГЭ стал критерием деятельности государственных органов, поэтому все это замкнулось и стало цепной реакцией. Здесь все элементарно и закономерно.

Я как чиновник представляю себе, что как только нарушаются законы природы и общества в управлении, там сразу же система начинает вбрасывать смазочное масло в виде коррупции. Если после административной реформы 2004 года мы пришли к полной потере управления, то, естественно, сразу же возникла коррупция. А сейчас все хватаются за голову и не понимают, откуда растут ноги. Но все это закономерно, не стоит удивляться.

Если говорить о системе образования, то она является самым главным коррупционным моментом, потому что в школе и вузе люди воспитываются и обучаются на основе этой коррупционной системы.

А сколько получают преподаватели? У меня есть школьный товарищ: он является доцентом в питерском вузе и получает 13 000. Представляете, что это такое? Но он принципиален, не занимается поборами. Но дело в том, что у него хорошо устроен сын, сам он сдает квартиру и этим живет. Но другие, у которых семья, детей надо ставить на ноги? Как может профессор существовать на 19 000?! Вся система образования коррупционна, а на коррупции получить хорошие знания нельзя.

Просмотров: 1855

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

19.04.2017 Русская классическая школа в Рязани приглашает на День открытых дверей

23.12.2016 Ольга Васильева: «Через два с половиной года сочинение в школе вернется к своей классической...

19.12.2016 Русская классическая школа возвращается

05.12.2016 Учиться никогда не поздно! Проверьте свои школьные знания по литературе

02.12.2016 Алексей Лубков: «Учитель — не продавец услуг, а ученик — не потребитель»

14.11.2016 «Без опоры на традиции система образования повиснет в воздухе»

02.11.2016 Создатель ЕГЭ ушёл в отставку из-за несогласия с политикой Васильевой

27.10.2016 Хэллоуин в детских садах и школах должен быть запрещен

20.10.2016 Образование суверенитета

14.10.2016 «Дети-агрессоры – результат насилия»

03.10.2016 Людмила Вербицкая: Эти произведения слишком сложны для изучения в школьном возрасте

29.09.2016 Ольга Васильева: Работа учителя — это не услуга

28.09.2016 Васильева возвращает русскую патриархальную традицию

26.09.2016 Ольга Васильева: Средний балл как альтернатива ЕГЭ

14.09.2016 Глава Минобрнауки РФ не будет отменять ЕГЭ




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.