Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем

В РЕГИОНЕ

Что говорят о религии, вере и Боге космонавты

11:36 07.04.2011 | В РЕГИОНЕ
В советское время антирелигиозная пропаганда пыталась использовать открытия и достижения космонавтики в качестве доказательства того, что религия якобы тормозит прогресс. В последнее же время можно констатировать, что непростые отношения религии и космонавтики развиваются в позитивном ключе.

Традиционные ритуалы, которые космонавты выполняли на космодроме десятилетиями, в недавнее время были дополнены освящением ракеты-носителя. У российских космонавтов даже есть свой духовник, который напутствует их перед полетами в космос, - настоятель храма Преображения Господня в Звездном городке игумен Иов. Сам отец Иов признался, что еще в детстве мечтал о космосе.

«Наверное, в двух словах сложно будет объяснить. Начиналось с того, что, будучи еще мальчиком, я мечтал стать космонавтом. Даже готовился поступать в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, чтобы потом, конечно, с Божьей помощью, поступить в отряд космонавтов. Но Господь решил по-другому. Я оказался в монастыре, где пробыл около десяти лет. Господь уже свел меня с ребятами, я поехал в Звездный, познакомился со многими нашими космонавтами», - рассказал священнослужитель в интервью радио «Голос России».

Монашеская келья Иова похожа на кабинет астронома: в ней чудесным образом «уживаются» телескоп, книги по астрономии, истории космонавтики и ракетостроению с трудами по богословию. У духовника российских космонавтов нет сомнений, что космонавтика и вера не имеют противоречий. В интервью РИА «Новости» о. Иов рассказал, как несколько раз бывал в невесомости, проходил тренировки под водой для отработки действий космонавта в открытом космосе: «Все в центре подготовки это тысячу раз видели, а на меня смотрели, как в цирке. А когда я из скафандра выбрался - а он жесткий, неудобно - ко мне за благословением подошли».

Священнослужитель убежден, что между монахами, космонавтами и конструкторами космической техники много общего, и в качестве доказательства приводит слова известного богослова Ерофея Влахоса: «Космонавты летают через первое на второе небо, но к третьему небу они подняться не могут, потому что это горний мир. Туда ракеты не летают. Там нужно очищать свое сердце и этим чистым сердцем восходить».

В свою очередь официальный представитель Московского патриархата при Совете Европы в Страсбурге игумен Филипп Рябых сравнил полет в космос с пребыванием на фронте. «Духовное напряжение делает человека верующим. Экстремальные профессии заставляют по-другому смотреть на жизнь и на Бога. А тем, кто говорит, что отправка на орбиту икон или то, что космонавты берут с собой нательные крестики, - суеверие и мракобесие, нужно самим отправиться на орбиту и испытать жизнь на ее острие», - цитирует его слова РИА «Новости». С ним согласен и глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, утверждающий, что «атеистов нет ни на войне, ни в рискованных профессиях». Он рассказал, что после смены советского режима с его антирелигиозной пропагандой оказалось, что среди первых космонавтов были верующие люди.

Теперь о том, что говорят о религии, вере и Боге сами космонавты. Раньше по этому поводу часто вспоминали приписываемую Юрию Гагарину фразу: «В космос летал, а Бога не видел». Однако доцент Военно-воздушной академии полковник Валентин Петров, друживший с первым космонавтом Земли, утверждает, что, будучи человеком верующим, Гагарин просто не мог произнести таких слов и что на самом деле высказывание это принадлежит тогдашнему первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву и произнес он их на партийном пленуме по вопросам антирелигиозной пропаганды.

А у духовника российских космонавтов игумена Иова есть другая связанная с именем Гагарина история, которую он рассказал в интервью «Огоньку» еще в 2009 году: «Был очень известный митрополит Алмаатинский Николай. Когда Юрий Алексеевич Гагарин слетал в космос, один из уполномоченных чиновников вызвал митрополита и потребовал на проповеди сказать, что советский космонавт летал, а Бога-то не видел. Митрополит на следующий день выходит на проповедь и говорит после предисловия: «Братья и сестры, недавно наш молодой парень Юрий Гагарин полетел в космос. Говорят, что он Бога не видел. Он Бога не видел! Но Бог его видел и благословил!»

Между тем сами космонавты иногда так же говорят о своем отношении к вере. Так, дважды Герой Светского Союза, летчик-космонавт Георгий Гречко признался, что пришел к религии, проанализировав свою жизнь. Теперь он утверждает, что Бог неоднократно спасал его от смерти, а также верит, «что был рожден, чтобы стать космонавтом», передает «Интерфакс-Религия».

Не обошел вопрос веры в своих рассуждениях и первый человек, вышедший в открытый космос, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов, заявивший православному журналу «Фома»: «Без веры в нашем деле трудно, почти невозможно. Космонавт, отправляющийся на орбиту, должен знать, что все будет в порядке. Это сейчас можно получить благословение у священника, сходить в церковь, как многие и делают. Раньше этого не было, вот многим из нас и не оставалось ничего другого, как верить… в приметы. Сергей Павлович знал все наши суеверия и как хороший психолог использовал».

Фото: http://www.internovosti.ru