Рязанский Информационный Форум
Пишем
  Комментируем
            Читаем


ПРОИСШЕСТВИЯ

Что творилось на борту Ту-154, совершившего аварийную посадку

10:24 06.12.2010 | ПРОИСШЕСТВИЯ
Двигатель отказал на тринадцатой минуте. Очередная аварийная посадка произошла в столичном аэропорту «Домодедово». У лайнера Ту-154, совершавшего полет по маршруту Москва-Махачкала, вышли из строя два двигателя, третий работал с перебоями. В результате жесткой посадки самолет раскололся, два человека погибли.

Жертв могло быть больше, если бы не мастерство 60-летнего командира корабля Закаржи Закаржаева, сумевшего в густом тумане посадить лайнер. Наш корреспондент побывал на месте аварийной посадки и попытался разобраться, что привело к трагедии.

В воскресенье Межгосударственный авиационный комитет (МАК) приступил к расшифровке бортовых самописцев Ту-154, который накануне произвел аварийную посадку в «Домодедово». При посадке самолет раскололся на три части. Два человека погибли, 83 получили ранения различной степени тяжести. Самолет, жестко севший на брюхо (одно шасси при посадке сломалось), с полными топливными баками не взорвался только чудом. Комиссия рассматривает несколько версий аварии. Среди них как человеческий фактор, так и техническая неисправность самолета.

В салоне — полная темнота

В субботу, 4 декабря, пассажирский лайнер Ту-154 авиакомпании «Авиалинии Дагестана» вылетел из столичного аэропорта «Внуково» в Махачкалу. На его борту находились 163 пассажира и 9 членов экипажа. Среди пассажиров семеро детей.

— Нас начало трясти еще при взлете, — рассказывает «Известиям» пассажир этого рейса Андрей Рахмедов. — Стюардессы говорили, что это турбулентность и, когда мы проскочим облака, трясти перестанет. Мы набрали высоту, вышли из облаков, но тряска не прекратилась. Двигатели свистели, чихали. И вдруг один из них заглох. По бледным лицам бортпроводников я понял, что с самолетом что-то неладное.

— На тринадцатой минуте полета, в 14:20, экипаж сообщил во «Внуково», что заглох один из трех двигателей, — рассказал «Известиям» официальный представитель Росавиации Сергей Извольский. — Диспетчер ответил: «Срочно возвращайтесь во “Внуково”!»

Однако через две минуты от экипажа поступило еще одно тревожное сообщение: заглох второй двигатель. Медлить было нельзя, и диспетчер дал команду садиться в ближайшем аэропорту — в «Домодедово». Там уже срочно расчистили посадочную полосу. Все аварийные службы были подняты на ноги. Самолет зашел на посадку, но тут заглох и третий двигатель. Вместе с ним вышли из строя энерго- и навигационная системы самолета.

— Когда мы развернулись и пошли на посадку, в самолете неожиданно погас свет, — рассказывает «Известиям» другой пассажир, Магомед Мусаев. — Наступила тишина. Ни один двигатель не работал. Люди испуганно переглядывались. Сзади меня сидел ребенок. Он спросил: «Мама, мы что, падаем?» После этих слов какая-то женщина начала в ужасе кричать. А в иллюминаторе ничего не видно. Один туман. Потом мы услышали под ногами шорох. Я подумал, что самолет задевает верхушки деревьев, но земли все равно не было видно — такой туман стоял.

Эксперты не припомнят, был ли еще подобный случай в авиации: два двигателя вышли из строя, третий работал с перебоями, садились фактически на планировании, да еще и видимость менее 180 метров.

— Пилотам все-таки удалось разглядеть посадочные огни, но попасть точно в створ взлетно-посадочной полосы не получилось, — продолжает Извольский. — Самолет приземлился правее, пересек полосу, выкатился на землю, переднее шасси сломалось, и лайнер практически на брюхе понесся на холм, который и погасил скорость самолета. Однако от удара он раскололся на три части.

Крыло оторвалось от фюзеляжа, топливо вытекло на снег. Самолет садился с полными баками и только чудом не загорелся.

Дети не пострадали

Единодушное мнение экспертов: летчики совершили подвиг. Однако, к сожалению, два человека погибли. Тяжелые ранения получил сидевший в бизнес-классе 49-летний брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов. Позже он умер в больнице. Второй жертвой стала 80-летняя Роза Гаджиева, мать члена Конституционного суда Гадиса Гаджиева. Ее место было неподалеку от второго разлома. Она скончалась на месте — но, по словам врачей, не от травм, а от сердечного приступа. Первоначально говорилось о трех погибших. Но как выяснилось позже, на борту находилось тело умершей женщины, которую собирались похоронить в Дагестане.

В городские клиники поступил 51 человек, в том числе министр юстиции Дагестана Азади Рагимов и ректор Дагестанского государственного пединститута Джафар Маллаев. В больнице лежат и летчики, совершившие эту беспрецедентную посадку: командир 60-летний Закаржа Закаржаев, 52-летний бортинженер Владимир Щетинин (оба в реанимации), 30-летний штурман Марат Кампаев и 33-летняя бортпроводница Александра Матюшенко. По словам медиков, состояние госпитализированных не вызывает опасений, только один из пассажиров находится в очень тяжелом состоянии. На вечер воскресенья в больницах оставалось 39 человек.

— 87 человек вообще не получили никаких ранений, — рассказал Сергей Извольский. — Их препроводили в здание аэровокзала, обеспечили питанием и ночлегом. А в воскресенье в 10:23 большую часть из них, 41 человек, отправили в Махачкалу другим рейсом. Остальные лететь отказались. Их отправили поездом.

Седьмой случай

По факту аварийной посадки возбуждено уголовное дело. Следователи выдвигают несколько версий происшествия. Одна из них — техническая неисправность. В самолете замкнула электропроводка, которая обесточила насос подкачки топлива в расходный бак двигателя. Вторая версия — человеческий фактор. Якобы при взлете пилоты забыли включить насос подкачки топлива.

— Действительно, у Ту-154 насос подкачки топлива включается вручную, — комментирует «Известиям» летчик-испытатель Александр Акименков. — Топлива в расходном баке хватает минут на двадцать. То есть взлететь и набрать высоту топлива хватит, но продолжать полет — уже нет. Теоретически, если пилоты забывают включить топливный насос, загорается аварийный сигнал. Тут непонятно, то ли этот сигнал был проигнорирован пилотами, то ли он сам не включился из-за технической неисправности. Подкачивающие насосы еще не поздно было включить и на высоте при остановке двигателей. Может быть, в насосах образовалась воздушная пробка? Пока непонятно. Но дело не в этом. Дело в том, что аналогичных происшествий с Ту-154 было шесть. Один из них закончился катастрофой. Это седьмой случай.

Авиакатастрофа из-за отказа всех трех двигателей произошла под Иркутском в 2001 году. Погибли все. Сразу после падения заговорили о некачественном топливе. Однако комиссия установила, что двигатели заглохли из-за выхода из строя топливного насоса. Аналогичный инцидент с Ту-154 произошел в сентябре этого года в Коми. Отказал насос подкачки топлива двигателей из-за (цитирую заключение комиссии) «теплового разгона аккумулятора». Пилотам удалось посадить машину практически на болото неподалеку от Ижмы. За что они были удостоены государственных наград.

Из-за чего на этот раз не функционировал топливный насос — и предстоит выяснить комиссии. Тем временем МАК распространил первичную информацию об аварии: первый и третий двигатели отказали, у второго после периода неустойчивой работы работоспособность восстановилась и сохранялась вплоть до приземления самолета.

По факту аварийной посадки пассажирского Ту-154 в аэропорту «Домодедово» и гибели двух человек возбуждено уголовное дело. Следователи опросили более ста человек. В компании «Авиалинии Дагестана», которой принадлежал упавший самолет, проводится выемка документов.

КОММЕНТАРИЙ

Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР:

— Произошедший инцидент, когда у машины отказали все три двигателя, а самолет посадили с полным взлетным весом 100 тонн, - уникальное событие. Выработать топливо, как и сбросить его, не было времени. Более того, при отказе двух двигателей аэродинамика самолета становится настолько тяжелой, что машина не может лететь в горизонтальном направлении, а может только снижаться. К счастью, что машина не свалилась в штопор: при хвостовом расположении трех двигателей у Ту-154 тогда было бы невозможно вывести самолет из пике. А прибавьте сюда отказ энергетики, отсутствие радиосвязи, аэронавигационное оборудование не работало — экипаж с высоты в 9 тысяч метров по наитию пересек облачность, снизился, и только тогда машина вывалилась на ВПП при неработающем реверсе (при отказавших, как и тормоза, двигателях). И при этом самолет все-таки произвел посадку.

Может быть, у экипажа и были ошибки, но многочисленных жертв удалось избежать благодаря мастерству и профессионализму экипажа. И в первую очередь командира Закаржи Закаржаева. Он не пустился в панику, не дрогнул в те секунды, когда на борту отказало практически все. Когда ты остаешься один на один с неминуемым ощущением близости земли, он сумел не «задрать» самолет, не «завалить», а произвести посадку.

Поэтому призываю не спешить ни с одной из версий инцидента - через день носители информации будут расшифрованы специалистами МАКа. Тогда и будет ясно: почему перестало поступать топливо, виноват ли трубопровод, краны, выключатели, сам ли керосин или что-то иное.
Просмотров: 2325

Добавить комментарий:
Ваше имя:*
Комментарий:*
Код на рисунке:*
Другие новости из рубрики

27.12.2016 Очевидец крушения Ту-154: Самолет стал быстро и странно снижаться, как будто его сажали на воду

26.12.2016 Вспышка в небе близ Сочи не имеет отношения к крушению Ту-154

21.12.2016 Берлинский отголосок Ниццы

08.12.2016 Прокурор попросил пять лет лишения свободы для Варвары Карауловой

16.11.2016 Чистки продолжаются? Бывшего вице-губернатора Петербурга подозревают в мошенничестве с...

14.11.2016 «Он фактически был соучастником преступления»

24.10.2016 Жильцы дома в Рязани, в котором прогремел взрыв, рассказали о пережитом ужасе и чудесном...

24.10.2016 Под завалами разрушенного дома в Весеннем переулке г. Рязани могут оставаться до 4 человек

19.10.2016 СМИ назвали имя предполагаемого убийцы ополченца Моторолы

17.10.2016 В ДНР заявили, что установили заказчика убийства Моторолы

14.10.2016 Кадыров призвал строго наказать виновных в нападении на дочь Емельяненко

23.09.2016 В МЧС назвали фамилии погибших при ликвидации пожара в Москве

21.09.2016 В Москве таксисты попытались перекрыть улицу, протестуя против понижения тарифов на частный...

13.09.2016 «Мирской человек выходит на сражение, защищая ближних»

28.07.2016 Хозяева ереванских террористов недовольны




Подписка на новости

E-mail:




© «РИФ». 2008. Информация об ограничениях. Обратная связь: rif-news@yandex.ru Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.